К Песаху нынешнего года я успела побывать в Цфате пять раз. Эта поездка была шестой. Я убедилась в том, что знаменитый галилейский город – настоящий драгоценный камень. Он каждый раз поворачивается к тебе новой гранью, сколько бы раз ты туда ни приезжал.
На этот раз я увидела нечто новое – городского сумасшедшего. В таком городе – пестром, восточном и древнем – просто обязаны быть свои дурачки Моисейки. Но раньше они мне не попадались. Сумасшедший прикрыл наготу чем-то невообразимым – лосинами в цветочек и многоцветной курточкой. В руках он держал картину – писанный маслом местный пейзаж в деревянной рамке. Сумасшедший принялся крутить картину над головой и плечами, как мастера восточных единоборств крутят нунчаки. В какой-то момент картина вырвалась и улетела. Она приземлилась между двумя нищими, тоже очень колоритными, но, к счастью, никого не задела.
Все это происходило на въезде в Старый город. Если вы добрались до центральной автобусной станции Цфата, то попасть в Старый город легко – выберите тот подъем в гору, что слева. Очень скоро по обеим сторонам улицы начнутся магазины, затем покажется древняя арка. Вот у этой арки все и случилось.
Пройдя сквозь арку, я нашла маленькое и очень аккуратное кафе, торговавшее пасхальным ассортиментом – маце-пиццой, хлебом из картофельной муки, шакшукой и салатами. Питание в Песах – дело тонкое, как Восток. Сефарды едят рис, ашкеназы – нет. Литваки едят блюда из размоченной мацы, хасиды – нет. Но в этом кафе было все, что нужно ашкеназу с хасидским уклоном. Названия заведения я не помню. Однако в замурованной нише, которая когда-то служила камином, я обнаружила напечатанный на фотообоях очаг, поэтому в моем личном путеводителе кафе получило название “У папы Карло”. Немаловажно отметить, что и туалет в “Папе Карло” очень чистый. Правда, посетить его могут только гости заведения. Время от времени в “Папу Карло” заходили туристы, покупали бутылку воды и отправлялись в туалет. Я понимаю, почему некоторые общественные уборные в Цфате всегда закрыты – это происки хозяев питейных и едальных заведений.
Я не зря заговорила на туалетную тему. Если вы путешествуете с детьми, то возможность быстро найти сие заведение – гарантия успеха вашего путешествия. Поэтому в Цфате я советую не упускать из виду главную улицу квартала Художников. На ней аж три туалета, не говоря уже о произведениях искусства. Свернув от “Папы Карло” в сторону зеленых мусорных баков, вы окажетесь в той части улицы Иерушалаим, где идет наиболее оживленная торговля. Слева по ходу вы вскоре увидите банк с кассовым автоматом, (не забудьте снять наличку). Пройдите немного вперед по той же стороне улицы, и слева по ходу найдите спуск вниз, в сторону квартала художников. Спустившись на один ярус и повернув налево, вы обнаружите узкую улочку, набитую людьми даже в те дни, когда в Цфате мало туристов. Слева и справа от вас замелькают входы в картинные галереи, а у входов – прилавки с маленькими картинками, открытками, бусами и другим удешевленным товаром. В средней части улицы – информационный центр общества “Ливнот у-леибанот” – “Строить и отстраивать”. Над входом – белая буква “I” на синем фоне. Здесь можно купить за десять шекелей карту Старого Цфата и найти адрес сотового приложения “Симтаот”, помогающего ориентироваться в Старом городе. Спустившись из офиса на культурный слой пятнадцатого века, можно найти туалет. Я не случайно рассказываю об этом так подробно – во время первой прогулки мне встретилась семья с кучей детей, часть из которых ныла “хочу пипи”, причем ныла уже давно.
Примерно напротив информационного центра – здание Центра изучения каббалы. Не сомневаюсь, что многие из вас интересуются каббалой. Пройдя сквозь пассаж, вы окажетесь в уютном, очень цфатском дворике. Каббалисты обитают наверху, куда ведет крутая узкая лестница. Напротив лестницы – знаменитый магазин безумно дорогих домотканых таллитов. Даже если вы не собираетесь ничего покупать, зайдите туда, как в музей. Повернувшись к выходу из дворика, с левой стороны, вы опять-таки обнаружите туалет. И он открыт даже в поздние часы, так что запомните это место.
Я прошла по главной улице квартала Художников до самого конца. Там дорога выходит на широкую площадь, а потом продолжается, немного спускаясь вниз. Справа вы увидите здание, на крыше которого стоят в разнообразных странных позах авангардистские статуи. Тут тоже картинные галереи и кафе, но я обнаружила и нечто новое – антикварный магазин.
Хозяина звали Аркадий. Он объяснил мне, что открыл лавку совсем недавно, поэтому-то я в ней еще ни разу не была. Должна признаться, что винтажные брошки – одно из моих сумасшедших увлечений. Я от души порылась в сокровищах Аркадия, довольно логически организованных на столах и стендах, и в итоге приобрела две старинные брошечки, чему была несказанно рада. Обычно цфатские лавки не радуют щадящими ценами. Наоборот, странного вида резиновый браслетик может стоить тысячу шекелей за уникальность и неповторимость, а копеечные индийские серьги, выданные за местные – сто шекелей. Но цены Аркадия – такие же, как в других антикварных лавках Израиля, и вполне доступные.
В старом Цфате не следует торопиться с покупками. Инкрустированные камнями ювелирные изделия, которые я видела при входе в одну из лавок – тибетские. Их производят, в том числе, в Китае. Они очень хороши, но совершенно не стоят тех денег, которые за них запрашивают цфатские торговцы.
Купив карту, вы можете обнаружить, что Старый Цфат делится на квартал Художников, старый еврейский квартал и квартал хасидов. Там, где художественный квартал встречается с хасидским, находится круглая площадь, а на ней гриль-бар, закрытый в Песах, и киоск со всякой съедобной всячиной, открытый в Песах. У стены гриль-бара прямо на земле сидел не очень трезвый человек, бесплатно раздававший туристам указания, куда идти.
– Где туалет?
– Прямо, направо, налево – за голубой дверью.
– Где информационный центр?
– Вниз, налево, за голубой дверью.
Все, что вы хотели знать о Цфате, и все, что вы хотели в нем найти, находится за той или иной голубой дверью. Но об этом мы поговорим в другой раз.
Автор: Анна Файн
Читайте также