В главе Торы “Цав” речь идет о законах жертвоприношений и правилах эксплуатации жертвенника. Так, например, в начале главы говорится, что огонь, горящий на жертвеннике, не должен погаснуть ни при каких обстоятельствах: “Огонь всегда пусть будет зажжен на жертвеннике, не угаснет”. Но что подразумевается под словом “всегда”?
ЖЕРТВЕННИК В СЕРДЦЕ
В Иерусалимском Талмуде это слово поясняется так: “Всегда – даже в Шаббат, всегда – даже в состоянии тума (ритуальной нечистоты)”.
Известно кабалистическое правило о том, что все нюансы в устройстве самого Храма и все аспекты храмовой службы имеют, помимо практического, еще и глубокий духовный смысл. Ведь в душе каждого из нас есть свой малый храм, и на жертвеннике этого храма “огонь всегда пусть будет зажжен” и “не угаснет”. Жертвенник в аллегорическом смысле соответствует сердцу человека, а вечный огонь, горящий на нем – энтузиазм в служении Творцу. Чувственность в исполнении заповедей, заинтересованность в изучении Торы, легендарный еврейский оптимизм – все это признаки того, что в сердце жарко полыхает огонь любви к Всевышнему. Но кто зажигает этот огонь?
ВЕРХИ МОГУТ, И НИЗЫ ХОТЯТ
В Храме это происходило следующим образом: священнослужители – коэны – раскладывали на жертвеннике дрова, возлагали на них тушу животного и подносили к дровам огонь, и в этот миг “небесный огонь” падал на жертвенник. И хотя дрова загорались от “небесного огня”, нужна была инициатива снизу – “земной огонь”, зажженный людьми. Ведь любому чуду нужна материальная платформа в физическом мире, которую обеспечивает именно человек своими простыми действиями, совершенными во имя Б-га. И тогда “небесный огонь” чудесным образом загорается на “земном” жертвеннике. По обоюдному согласию верха и низа. И горит вечно “даже в Шаббат” и даже “в состоянии ритуальной нечистоты”. Сразу бросается в глаза, что в этом комментарии в качестве примеров упоминаются две совершенно разные ситуации – Шаббат и тума. Это, скорее всего две крайности, но крайности чего?
ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ
Шаббат – это день, когда необходимо отдалиться от созидательной деятельности, которой мы поглощены всю неделю, это день, когда мы во многом отдаляемся от материальности этого мира. Однако в Храме даже в этот святой момент, так же как и в любой другой день, горит огонь. В хасидском учении это символически трактуется таким образом, что даже в состоянии душевного подъема, наслаждаясь святостью и “субботним покоем”, человек не должен прерывать своего служения Творцу – служения “с огоньком”, так как высокий полет – не повод для того, чтоб огонь погас.
Другая крайность – это еврей, отдалившийся от Б-га настолько, что стал забывать дорогу в Храм. Его ситуация похожа на состояние ритуальной нечистоты, когда человеку нельзя входить на территорию Святилища. Ему может показаться, что эта проблема неразрешима, и раз ему все равно нельзя в Храм, то огонь на жертвеннике уже не нужен и его можно (не дай Б-г) погасить. Но это не так! Огонь должен гореть всегда, и особенно теперь, когда вся душа окутана тьмой духовной изоляции – тума.
ОГОНЬКУ НЕ НАЙДЕТСЯ?
Магид из Межирича учил, что простого огня в нашем случае мало. Сейчас, когда практически все люди пребывают в состоянии духовной скверны как в простом, так и в каббалистическом смысле этого понятия, необходим такой огонь Б-жественной души, в котором сгорит “туша” животной души. То есть все качества нашего характера и особенности нашей индивидуальности вознесутся вместе с дымом огнепалимой жертвы к самому источнику “небесного огня” – к Творцу, чтобы служить Ему.
Разумеется, это вызывает протест со стороны животной души, и ее громкое “нет” часто мешает нам сосредоточиться во время молитвы или изучения Торы. С этим “нет” поможет справиться вечный огонь жертвенника. Ведь о нем сказано, что он “всегда будет зажжен на жертвеннике, не угаснет” то есть такой, что твое “не” – угаснет. То есть, будет аннулирован протест животной души и ее отказ подчиняться Б-жественной душе.
Особенно это стало актуально в наши дни, когда у многих наших соплеменников проснулся живой интерес к традиционно еврейскому образу жизни. И это не случайно, ведь наше поколение названо в Торе “поступью Мошиаха”. Это его шаги слышны по всей земле, это он готовит наш народ к новой жизни – жизни в эпоху Третьего Храма, жизни в соответствии с Торой и ее заповедями. Да произойдет это вскоре, в наши дни!
Составлено по материалам беседы Ребе в Субботу главы “Цав”, “Ликутей Сихот”, том 1.