До нее лишь на Цейлоне (Сиримаво Бандаранаике) и в Индии (Индира Ганди) правительства возглавляли женщины. Эта яркая и неординарная женщина родилась в Киеве в 1898 году в семье Блюмы и Моше Мабовитц. Отец Голди зарабатывал на жизнь ремеслом плотника. Жизнь в Киеве, где Голди, седьмой ребенок в семье, провела первые восемь лет своей жизни, была очень трудной. Она вспоминала в автобиографической книге «Моя жизнь»: «Ничего не хватало: ни еды, ни теплой одежды, ни тепла в доме». Она навсегда запомнила этот горький период своего детства и ужас черносотенных погромов, навсегда оставивших рану в ее душе. Девочка впервые услышала слова «христоубийцы» в диких воплях пьяных и разнузданных погромщиков, убивавших невинных людей из-за их веры и этнического происхождения. Когда ей было семьдесят, она говорила: «Я помню, как я была испугана и как сердилась».
Моше в поисках лучшей доли уехал в США и, когда нашел работу в Милуоки, вызвал туда семью. Они уезжали нелегально, и Блюма вынуждена была подделать документы на детей. Но все обошлось. В Милуоки Голда закончила начальную школу. Подростком она много читала и впитывала идеи сионизма, как губка. Родители считали, что еврейской женщине образование ни к чему, и сосватали четырнадцатилетнюю дочь за тридцатилетнего страхового агента. Она была хороша собой, школьная подруга называла ее «трепетной и привлекательной». Голди совсем не собиралась выходить замуж и сбежала из дому: уехала к замужней старшей сестре Шане в Денвер, чтобы получить среднее образование. Шана устраивала у себя дома еженедельные сионистские собрания. Эти собрания сильно впечатлили Голди и сделали ее революционеркой без страха и упрека. Здесь же Голди познакомилась с Моррисом Мейерсоном, за которого впоследствии вышла замуж.
В 17 лет Голди становится членом организации «Poale Zion» («Рабочие Сиона») и, выступая на митингах, демонстрирует незаурядный ораторский дар. Зимой 1918-го в девятнадцать лет, она становится делегатом Еврейского конгресса, причем, самым симпатичным. Это было «начало большого пути» выдающегося политического деятеля. Девятнадцати лет Голди вышла замуж и поставила мужа перед фактом: она должна жить в Израильском киббуце. Он вправе выбирать, ехать с ней или оставаться в Штатах. Выбрав судьбу еще подростком, Голди проявила железную волю и потрясающее упорство в достижении своей цели. По прибытии юная сионистка официально изменила свое имя на Голда, что значит «золотая», а затем трансформировала и фамилию на Меир, что переводится, как «озаряющая».
Трудности ее не пугали. Голда преподавала английский, сажала деревья в пустыне, позже содержала прачечную, чтобы семья, в которой было уже двое детей, могла прожить. Вскоре ее избрали делегатом на Всемирный Сионистский конгресс, затем она стала делегатом Американской сионистской партии. И хотя у нее в то время было не больше двух платьев, хотя она и не пользовалась косметикой, «ее глаза были полны волшебства», а в личной жизни ее постоянно окружали тайные романтические связи. В 1946 году ООН проголосовала за раздел Палестины и независимость Израиля. Именно тогда евреи перестали бороться за независимость и стали бороться за свою жизнь. У нового государства не было денег, и Голда за три месяца собрала 50 миллионов долларов, используя свою магическую привлекательность и неистощимую энергию. Чтобы предотвратить войну, она переоделась арабской женщиной и перешла границу ради политических переговоров с королем Иордании… Она занимала важные посты: была послом Израиля в СССР, министром труда и социального страхования, министром иностранных дел, а в 1969 году Голда Меир единогласно была избрана четвертым премьер-министром Израиля. Она ушла в отставку после пяти лет пребывания на посту, и каких лет! В автобиографии Меир писала: «Я не выбирала карьеру. Я не выбирала профессию. Просто так получилось». Она выбрала мечту и сумела реализовать ее в полной мере.
Афоризмы Голды Меир
- Не знаю, в самом ли деле женщины лучше мужчин, но уж точно не хуже.
- Движение за женскую эмансипацию кое-чего недопонимает. Дискриминированы как раз мужчины – они ведь не могут рожать детей.И никто с этим не борется.
- Быть семидесятилетней – не грех.
- Не будь так скромен – ты еще не настолько велик.
- Пессимизм – это роскошь, которую евреи не могут себе позволить.