Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Глен Миллер в фильме “Серенада Солнечной долины”

Главная / Глен Миллер в фильме "Серенада Солнечной долины"
search
films-sunvalleyserenade.jpg

Январь в программе «Золотой век Голливуда» выдался музыкальным. Причем фильмы «Большой вальс» и «Серенада Солнечной долины» были показаны по многочисленным просьбам зрителей. И если «Большой вальс» на экране зала «Амфитеатр» не демонстрировался, то «Серенада Солнечной долины» была показана у нас года два назад. И, тем не менее, на прошлой неделе на сеансе с этой картиной зал был совершенно полон. Конечно, зрители надеялись на «дополнительный бонус» в лице замечательного музыканта и композитора Геннадия Цыпина, чье музыкальное сопровождение рассказа Юли Корольковой о «Большом вальсе» привело зал в восхищение. Надежды оправдались… Да и как джазовый музыкант мог пропустить программу, где главное действующее лицо – Глен Миллер и его музыка! Открою маленький секрет: выступление Геннадия чуть не сорвалось. Дело в том, что накануне он поскользнулся, упал и серьезно повредил правую руку. Но ведь зрители не заметили, что он играл с забинтованной рукой. Травма никак не отразилась на качестве игры музыканта. Перефразирую известное выражение – «Мастерство и талант – не ушибешь!» Юлин рассказ о Глене Миллере иллюстрировался прекрасными джазовыми зарисовками в исполнении Цыпина. В ритме свинга говорила Юля. В ритме свинга вторил ей наш белый рояль. Получился замечательный джем (имеется в виду стиль музицировния, а не вариант варенья). Теперь немного о фильме: Фильм «Серенада Солнечной долины» вышла на экраны в 1941г. сразу же завоевал бешеную популярность благодаря участию в нем оркестра выдающегося джазмена Глена Миллера. Кроме того, в одной из главных ролей снялась многократная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Соня Хени, что также привлекло к фильму тысячи зрителей. В сороковых – пороховых его называли «ПОДАРКОМ ОТ СОЮЗНИКОВ». В Советском Союзе фильм вышел в прокат в 1944 году. Мало кто помнит имена создателей этой истории и исполнителей главных ролей, но все без исключения знают – главное в «СЕРЕНАДЕ СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ» музыка великого ГЛЕННА МИЛЛЕРА. Соня Хени (1912-1969 г.)– исполнительница главной женской роли в фильме родилась в Норвегии. Первая трехкратная олимпийская чемпионка в истории фигурного катания (1928, 1932, 1936 абсолютный рекорд в одиночном катании). Многократная победительница чемпионатов мира (1927-36) и Европы (1931-36). Снялась в 10 голливудских фильмах. 12 октября 1969 года во время авиарейса Париж – Осло, уже на подлете к родному городу, в салоне самолета тихо скончалась 57-летняя Соня Хени – более дитя Голливуда, чем дочь Норвегии, скорее греза кино, нежели героиня спорта ХХ века. В четыре года Соню поставил на коньки ее отец. Вильгельм Хени, экс-чемпион мира по велоспорту и торговец мехами, вознамерился сделать из дочери спортивную звезду. В одиннадцать лет Соня отправилась на первую Белую Олимпиаду. В Шамони она произвела маленький фурор, поразив зрителей необычным катанием, в котором технические элементы сочетались с хореографией. Потом были золотые олимпийские медали в Санкт-Морице, Лейк-Плэсиде и Гармиш-Партенкирхене. И в том же 1936-м, сразу после Олимпиады, Соня Хени отправилась в США – выступать в ледовых шоу и сниматься в Голливуде. Миниатюрная голубоглазая блондинка сразу обворожила Америку. Ее шоу били все рекорды по посещаемости и доходам. И им не помешали два замужества и столько же развлдов, вызывающе роскошные приемы. Соня сделала все, чтобы получить от американцев прозвище "Королева викингов". За 16 лет, проведенных в Голливуде, она снялась в 13 фильмах. Но мировую славу обрела лишь одна лента – "Серенада солнечной долины", вышедшая на экраны в 1941 году. В 1957 году Соня Хени вернулась на родину, надеясь на примирение с соотечественниками, которые не могли простить ей дружелюбия по отношению к Гитлеру, отъезда в Америку и отказа помочь средствами норвежским летчикам в Канаде в годы войны. С тех пор, как ее не стало, каждый день в час пополудни в театре на лыжном курорте "Солнечная долина", что в штате Айдахо, демонстрируют фильм "Серенада солнечной долины" с голубоглазой норвежкой в главной роли, которую американцы считают американкой. L Рассказ Юли Корольковой о Глене Миллере. Олтон Гленн Миллер родился 1 марта 1904 года в маленьком американском городке Кларинде в бедной еврейской семье. Отец Гленна был мягким, добрым, работящим человеком, но у него как-то не получалась привести в порядок свои дела. Все заботы по дому и 4-х детях выпали на долю маленькой, энергичной, волевой, энергичной Мэри Лу. В семье Миллеров трудились все, например, в обязанности Гленна входила топка печей и мытье полов в школе и дойка соседской коровы. Семья колесила по Америке в поисках работы, меняя один маленький городок на другой. Частенько там не было даже школы, тогда неутомимая Мэгги учила детей сама. В семье было не до сантиментов, мать приучила Гленна к внешней сдержанности, трудолюбию и он смолоду с упорством американских первопроходцев, привык добиваться того, что ему казалось необходимым. Семья была музыкальной, музицировала Мэгги, распевая духовные псалмы, старший сын играл на кларнете, а Гленн подыгрывал ему на тромбоне. Учеба давалась мальчику с трудом, успехи были более чем скромными, Гленн бредил музыкой и даже с вручения аттестатов умудрился удрать, чтобы поиграть на танцах. Несмотря ни на что он все-таки поступил в университет, но по-моему только для того чтобы начать играть в студенческом оркестре и познакомиться со своей будущей женой. Ею стала Хелен Берджер. Привлекательная, мягкая, дипломатичная, молчаливая – она стала настоящей хранительницей их семейного очага. О них говорили так – «Мы никогда не видели, супругов, которые разговаривали так мало, но чувствовали так много». Промаявшись в Колорадо два года, Миллер перебирается в Нью-йорк, тогдашнюю музыкальную столицу Америки. Прежде чем Миллер создал свой знаменитый бэнд, он переиграл на тромбоне во многих известных и неизвестных оркестрах. Его друг так описывает Гленна Миллера той поры: Его любимой книгой была Библия, он очень любил деньги, любил удить форель, играть в бейсбол, слушать хорошую музыку и спать допоздна. Он терпеть не мог отсутствия свинга в музыке, ранние утренние телефонные звонки, предпочитая спать до полудня и фразу «губ бай". Его любимым изречением были слова Дюка Эллингтона: Это не вещь, если в ней нет свинга. Великая депрессия 1929 года многих лишила работы, но люди все равно хотели радоваться, танцевать и слушать хорошую музыку, которая внушала бы им надежду и поднимала настроение. Америка так же неистово танцевала в Великую депрессию, как немеренно пила в период сухого закона. Быть может, именно свинг позволил сохранить американцам свойственный им оптимизм и веру в себя. Свинг Свой первый бэнд Миллер собрал в 1939 году, но успеха не добился, через 2 года собрал новый и тут его ждал триумф. Он создал свое фирменное «миллеровское» звучание,. Бигбэнд Гленна Миллера издавал слаженный и мощный звук, который скоро стали называть «звуком Миллера». Совершенство было достигнуто всего за четыре года. Именно столько времени существовал коллектив Гленна Миллера – со времени первой записи в 1938 году до финального концерта в 1942, когда Миллер распустил самый успешный оркестр за всю историю Америки, чтобы вступить в действующую армию. За четыре года они записали столько песен, что сейчас едва влезает на 14 CD. Гленн Миллер жаловался друзьям, что у него с утра репетиция оркестра, затем запись в студии грамзапись новых пластинок, после обеда выступление на радио в прямом эфире, а вечером концерт». В оркестре царила железная дисциплина. ""Гленн был солдатом задолго до того, как пошел в армию" – сказал о нем один из его музыкантов. Гленн Миллер мало походил на джазмена, благообразные черты лица, тонкие губы, старомодная металлическая оправа очков, элегантный костюм, безупречная стрижка, предупредительные, корректные манеры и фирменный платочек, выглядывающий из кармашка пиджака. Всегда вежлив, любезен, спокоен и доброжелателен. У него была редкая для джазмена репутация трезвенника, однажды его даже попросили покинуть бар, в котором он сидел и слушал музыку с чашечкой кофе и тем самым смущал подвыпивших посетителей. Музыка оркестра Г.М. не менее обманчива, чем его внешность, он не позволял музыкантам импровизировать и выбиваться из ансамбля, говоря что "Чего я точно не потерплю – так это примадонн". Один из музыкантов вспоминал: «Мы тщательно репетировали аранжировки, по тысячи раз оттачивая каждый такт. Он был жестким и необычайно педантичным лидером, в его оркестре царила железная дисциплина. На сцене не должно быть никаких разговоров, платки в нагрудных карманах пиджаков должны были соответствовать цвету носков и выглядывать из карманов определенным образом ни дюймом выше, ни дюймом ниже. Между собой мы называли его «Демон». На волне успеха в 1941 году кино кампания 20 век Фокс снимает знаменитую «Серенаду Солнечной долины, которая была номинирована на Оскар в 4-х номинациях. Было продано около 1000000 пластинок с мелодиями из этого фильма и Миллер получает свой первый золотой диск. Пластинка. После вступления США в войну с Японией в декабре 1941 года Гленн Миллер находящийся на пике популярности, подает прошение в действующую армию, ему отказали, ведь 38 лет далеко не призывной возраст. Тогда Гленн отправляет письмо в Мин.Обороны, в котором предлагает создать армейский оркестр» чтобы вдохнуть немного энергии в ноги марширующих солдат и немного больше радости в их сердца». На этот раз его предложение принято и знаменитый оркестр дает последний концерт. Музыканты играли с трудом, певица не смогла допеть, захлебнулась рыданиями и убежала со сцены. Дали Занавес. Гленн, известный своей сухостью и твердостью, отвернулся от оркестра, чтобы не расплакаться самому и увидел зрителей, из глаз которых градом текли слезы. Потом он вспоминал: «Я мог вынести все; всю боль разрушения того, что мы строили столько лет – но зрелища этих плачущих ребят в зале я выдержать не смог». Но как бы то ни было в сентябре 1942 года музыкант уже в войсках ВВС. Из письма новобранца Гленна Миллера: «Обучение идет хорошо, я научился многим армейским порядкам: умею заправлять койку, чищу свои ботинки, подметаю пол и марширую строем в отхожее место с превосходным результатом». Гленну не сразу удалось создать свой настоящий военный оркестр с хорошим репертуаром, потому что военное руководство точно знало,какая музыка нужна солдатом, а какая нет. Но энергия и упорство Миллера способно преодолеть даже армейскую косность. Объединив 2 военных оркестра, он создал гигантский биг-бэнд – Армейский оркестр военно-воздушных сил. К нему были приписаны самые талантливые певцы и музыканты, призванные на военную службу. В июле Миллер с оркестром был направлен в Лондон, где размещался штаб американских вооруженных сил в Европе. «Дорогой Джордж, писал своему другу Гленн, я давно собираюсь тебе написать, но был ужасно занят все время. В течение августа мы дали 35 концертов, а в «свободное время» сделали 44 передачи. Ребята просто валятся с ног от усталости, но реакция на наши передачи столь бурная, что это позволяет преодолевать все трудности». Командование ВВС использовало пьесы из репертуара оркестра Миллера в качестве радиомаяков, помогавших экипажам самолетов ориентироваться в условиях плохой видимости. Наибольшей популярностью у летчиков пользовались мелодии «American Patrol» («Американский патруль») и «In The Mood» («В настроении»). Война близилась к концу, освободили Париж, на Рождество оркестр должен был выступить в знаменитой Олимпии. Миллер хотел вылететь пораньше, чтобы подготовить все к выступлению. Он нервничал, выглядел уставшим, сильно похудел, военная форма болталась на нем мешком. Незадолго до отлета он сказал своему другу: «У меня предчувствие, что я больше не увижу Хелен. Я знаю, что это звучит странно, но именно такое чувство я испытываю с недавних пор. Ты знаешь, удача Миллера была феноменальной последние 5 лет, но если она мне изменит, меня не станет. Мне кажется, что одна из бомб несет на себе мое имя». 15 декабря 1944 года маленький одномоторный самолет вылетел из Англии с 3 пассажирами на борту. Погода была ужасной, стоял густой туман, было холодно и даже птицы не летали. Самолет так и не достиг берегов Франции, его след затерялся где-то над Ла Маншем. Существует не мало версий о смерти майора Миллера, но мне кажется наиболее правдоподобной, что его самолет стал жертвой бомб, сброшенной английской авиацией. Ему было всего 40 лет. С той поры прошло 66 лет, но его оркестр существует и по сей день. В нем нет ни одного музыканта, знавшего Гленна Миллера, но это по-прежнему один из лучших биг-бэндов Америки. Музыковеды спорят джаз это или не джаз, сравнивая его с Бенни Гудманом или Дюком Эллингтоном. Может в его музыке и мало джаза, но зато много Гленна Миллера. И сегодня мы с наслаждением слушаем его музыку, в которой заряжена такая добрая энергия и готовность к радости, что не откликнуться на нее нашим сердцам невозможно.

Оставить комментарий

Медиа

Ведущая Татьяна Столярова. Интервью Берла Лазара

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11