Вчера главный раввин России Берл Лазар проводил фарбренген в честь 20 мархешвана – дня рождения Ребе Рашаба, основателя ешивы «Томхей тмимим». Фарбренген проходил на верхнем этаже «Тора-центра», стоящего рядом с главным зданием МЕОЦа и центральной синагоги. На этом месте стояло старое деревянное здание синагоги «Марьина Роща», в котором находилась вначале московская ешива «Томхей тмимим». Эта ешива воспитала многих раввинов, которые сейчас работают шалиахами по всей России и по всему миру.
Раввин Лазар ощущает особую любовь к ешиве. На фарбренгене он требовал от юношей усердия в учебе, глубокого погружения в суть вещей. Нужно не отступать, когда что-то непонятно, и не скользить по поверхности, когда возникают трудности. Нужно спрашивать снова и снова, потому что о Торе сказано не только «говори ее слова», но и «размышляй о ней днем и ночью». И о ней же сказано: «Трудился и нашел – верно». И рав привел такой пример:
– Каждый год мы изучаем Хумаш с комментариями Раши, и в этом году у меня возник новый вопрос. Сказано в конце главы Вайера: «И было после этих событий, и сказали Аврааму, говоря: вот, родила Милка… и Ривку…» и т.д. И комментирует Раши: «Всевышний сообщил ему, что родилась Ривка, суженая его сына». Тогда почему, когда в главе Хайей Сара Авраам посылает своего слугу за невестой для Ицхака, он не говорит ему прямо: «приведи Ривку»?
Ответ р. Лазар не дал. Возвращаясь с фарбренгена, я размышлял об этом и подумал, что, возможно, Авраам хотел, чтобы его слуга сам, используя свои силы, разум и Б-жественную помощь, нашел ту единственную, что уже была предназначена свыше в жены Ицхаку. Первый упоминающийся в Торе посланник должен был осуществить свое посланничество именно так, как учил наш Ребе.
Обратите внимание, что в главе Хайей Сара деяния слуги Авраама описываются на протяжении шестидесяти двух стихов, а его имя вообще не упоминается! Даже когда он представляется семье Ривки, он говорит: «Я слуга Авраама». Только из устной традиции мы знаем, как его звали. Тора не упоминает его имени, чтобы подчеркнуть стремление его души: исполнить поручение Авраама. Он самоустраняется и отдается своей миссии, вкладывая в нее физические силы, душевные силы и молитву Всевышнему. Таким должен быть шалиах.
Читайте также