Вот уже несколько месяцев из цокольного этажа здания Московского еврейского общинного центра слышен грохот отбойных молотков: ремонтируют микву. Вход в шумное место заперт изнутри, и только рабочие и инженеры входят и выходят, когда им нужно. Позавчера, за день до открытия, я сопровождал руководителя общины, раввина Мордехая Вайсберга, в его ежедневном осмотре помещений, фойе и коридоров ремонтируемой миквы.
Когда р. Вайсберг вышел из одного из бассейнов миквы, после тщательного осмотра перед тем, как в нее нальют воду, на его лице играла широкая улыбка. Она много говорила о вложенном труде и кропотливой работе по совершенствованию и ремонту миквы, работающей уже два десятилетия и несущей очищение евреям Москвы.
В ближайший вторник мы отметим Лаг ба-омер, день, когда перестали умирать ученики рабби Акивы. А умерли они в наказание за то, что не относились друг к другу с уважением. В тот день рабби Акива после такой трагедии положил начало возрождению Торы, дав раввинское посвящение пятерым своим ученикам, в том числе рабби Шимону бар Йохай. Но если так, то почему Лаг ба-омер празднуется на могиле рабби Шимона на горе Мерон, а не в городе Тверия на могиле рабби Акивы?
Известно, что в этот день рабби Шимон бар Йохай открыл сокровенные аспекты и тайны Торы, и благодаря ему каждый может исполнить то, что сказал рабби Акива: «Возлюби ближнего своего, как самого себя — это великое правило в Торе». У каждого еврея, каким бы он ни был, есть скрытая, невидимая глубина. И если мы откроем эту глубину или хотя бы поймем, что она есть, то мы сможем по-настоящему полюбить каждого еврея, и его взгляды, действия или высказывания, не совпадающие с нашими, не будут мешать нам любить его как себя. И эта радость любви к Израилю, дающей жизненность нашей жизни, должна быть именно на горе Мерон, так как ее причина – рабби Шимон бар Йохай.
Среди песен, исполняемых в Лаг ба-омер, почетное место занимает песня на слова Мишны: «Рабби Акива сказал: Счастлив ты, Израиль! Перед Кем ты очищаешься и Кто очищает тебя?» С одной стороны, вода покрывает и скрывает. Но с другой стороны, миква раскрывает внутреннюю сущность и красоту глубокой святости народа Израиля, и как хорошо, что мы удостоились такой возможности в Москве!
Читайте также