Когда на этой неделе в Иерусалиме было объявлено о кончине главы «Ѓа-эда ѓа-харедит», раввина Ицхака Тувии Вайса, в возрасте 96 лет, я присоединился к тысячам других иерусалимцев на его похоронной процессии, шедшей по «Площади Шабата», возле того здания, где он со своими коллегами-раввинами возглавлял общину около двадцати лет.
Я взял с собой и сына, и по дороге рассказал ему о своем визите к раввину Вайсу несколько лет назад, когда я сопровождал Главного раввина России р. Лазара. Та беседа была вызвана интересом раввина Вайса к еврейству России, к деятельности посланников Ребе в российских общинах. Разговор касался и различных ѓалахических аспектов. Внезапно вошел еврей сосрочным ѓалахическим вопросом. Тем вечером должна была быть подписана помолвка, и оказалось, что имя жениха совпадает с именем предполагаемой тёщи! (Среди ивритских имён такое бывает. Возьмём, например, «Симха» или «Йона», или более современные «Бар», «Таль», «Илан» и много других). Известна традиция от имени рабби Йегуды-Хасида о том, что не рекомендуется, чтобы имена жениха и его тестя или имена невесты и еёсвекрови совпадали. (Если вас интересует, как решать такие проблемы на практике – напишите мне, я расскажу).А что с совпадением имени жениха и тёщи?
Этот вопрос мало обсуждался в ѓалахе, и в моём присутствии развернулась галахическая дискуссия. Рав Лазар упомянул одно постановление Цемах Цедека, книга была немедленно принесена из библиотеки раввина Вайса, рав Лазар открыл нужное место для обсуждения этой темы. С учётом сказанного там и дополнительных данных раввин Вайс предложил спрашивающему, чтобы эту помолвку одобрили три раввина и чтобы жених добавил к своему имени ещё одно. «Езжайте в Бней-Брак, идите к раввину города, рабби Моше Ланда, и к раввину квартала Зихрон Меир, рабби Вознеру, и скажите им, что я просил их одобрить помолвку», – сказал раввин Вайс и добавил: «А третий раввин, одобряющий помолвку, сидитздесь рядом со мной. Это Главный раввин России, обладающий большими знаниями в Ѓалахе».
Помню, что все вокруг стояли как загипнотизированные.Вдруг помощник раввина Вайса подошёл ко мне и попросил сфотографировать происходящее, несмотря на официальный запрет фотографировать в кабинете раввина. Я незаметно достал телефон, сфотографировал и послал фото ему. И помощник раввина Вайса оповестил об этой уникальной встрече на нескольких религиозных форумах.
В конце долгой встречи раввин Вайс благословил р. Лазара и всех евреев России и с почтением проводил его к выходу. Да будет память его благословенна!
Гут шабес, и пусть эти дни станут днями мира и радости.
Шия