ФОТО НЕДЕЛИ: УТЕШАЮЩИЙ ЦИОН И СТРОЯЩИЙ ИЕРУСАЛИМ
«Когда исчез железный занавес, рав сразу сказал: нам надо лететь туда. Конечно, мой отец сопровождал его. В Москве они встретили молодого и энергичного хасида, присланного Любавичским Ребе: это был раввин Берл Лазар. Когда рав увидел его деятельность, он сообщил Любавичскому Ребе, что по его мнению раввин Лазар достоин быть Главным раввином России. Через несколько лет рав был приглашен снова, и снова к нему присоединился мой отец, и они были на открытии большого общинного центра в Марьиной Роще».
«Мой отец» в этом рассказе – это раввин Шмуэль Заафрани, который скончался неделю назад. А «рав» – это великий раввин и каббалист, руководитель сефардского еврейства р. Мордехай Элияѓу, да будет память праведника благословенна, которому раввин Заафрани имел честь помогать в течение многих лет. Рассказчик – его сын, сидящий «шива» со своей семьей после кончины отца семейства.
Я пришел к ним с письмом соболезнования, отправленным Главным раввином России р. Берлом Лазаром: «Вместе с многими другими евреями, знавшими и почитавшими достоинства вашего отца, раввина Шмуэля, я приношу свои соболезнования от своего имени и от имени еврейской общины Москвы. Ваш отец был правой рукой великого рава Мордехая Элияу, был выдающимся знатоком Торы, многие шли к нему за советами. Как хасид Хабада я держу в памяти его посещение Ребе вместе с равом Мордехаем Элияѓу. Я очень хорошо помню их визит к нам в Москву, наши разговоры; личность и широта кругозора вашего отца произвели сильное впечатление на меня и на всю общину. Ваш отец помогал мне поддерживать личную связь с равом Мордехаем Элияѓу. Он всегда поддерживал нас, в любой момент можно было обратиться к нему по любому вопросу, связанному с российскими евреями, и связь между нами была глубокой. Ваш отец подарил мне свою книгу с трогательной посвятительной надписью».
Рав Лазар закончил свое послание так:
«Да увидим мы вскоре народ Израиля, утешенный после разрушения Циона и Иерусалима. А вы, ближайшие родственники, найдете полное утешение после кончины вашего отца в труде ради еврейского народа, как трудился для него отец ваш».