«…Если вы читаете это, значит, со мной что-то случилось. И значит – сейчас нет никого счастливее меня.
Я благодарен за право защищать нашу прекрасную Страну Израиля и ее народ. Даже если со мной что-то случилось, я не разрешаю вам погружаться в депрессию. Я смог осуществить свою мечту и свое призвание, и вы можете быть уверены, что я смотрю на вас с высот и широко улыбаюсь. Я сяду рядом с дедушкой, и мы поговорим, каждый расскажет о своем боевом опыте, я расскажу ему о том, что изменилось от войны до войны. Может быть, мы поговорим немного о политике, интересно, что он думает…»
На момент написания этих строк нам известно о 175 бойцах Армии обороны Израиля, погибших с начала наземной операции в секторе Газы. Многие из них оставили «письма на всякий случай», но самым известным из них стало письмо Бена Зусмана. В своем завещании он просит свою семью быть радостными, и если его похитят – не вести переговоры об обмене.
Главный раввин России Берл Лазар и его супруга во время их короткого визита в Страну Израиля около двух недель назад были приглашены к семье Зусман. Был запланирован краткий визит, но разговор длился долго. Супруги Лазар, сами познавшие горький вкус утраты ребенка, ободряли и утешали родителей Бена.
«Вот его “цейданит” (походный футляр для тфилин с кармашком для сидура, использующийся, в частности, в армии)», — родители с гордостью показывают на полку в гостиной своего дома. Цейданит стоит рядом с «нер нешама» и с фотографией, на которой Бен впервые надевает тфилин на бар-мицве, рядом со своим дедушкой, которого он упомянул в своем прощальном письме. Тфилин уцелели, и армия вернула их семье.
В день «шлошим», который выпал на вторник, встретились члены семьи и друзья молодого солдата. А раввин Лазар послал им письмо: «Дорогая семья Зусман, завтра вы отметите «шлошим» вашего сына Бена, да отомстит Всевышний за его кровь. К сожалению, я не смогу лично приехать и быть с вами в этот день, но сердцем я буду с вами. Мы с супругой до сих пор находимся под огромным впечатлением от нашего визита к вам и полны изумления тем внутренним героизмом, который мы увидели в вас; он вдохновляет нас и добавляет сил и веры в нашу миссию. Нет сомнения, что ребенок, выросший в такой семье, всегда чувствовал призвание в своей жизни, и когда ему выпала честь отдать свою жизнь ради освящения Имени Всевышнего, он сделал это с радостью…»
Я лично принес письмо им домой в один из районов Иерусалима. Родители сына-героя нашли в эти дни много новых друзей, но удивительно, что они нашли и новых родственников, и один из них – это я. Их бабушкой была Хая Розенбум, сестра моего дорогого дедушки, р. Шмуэля-Хаима Шора. И разговор перешел к «семейной истории», я рассказывал новым родственникам то, что слышал о своем дедушке и об их бабушке от моих родителей. Они посещали «тетю Хаю» и хорошо запомнили ее.
«Давайте сделаем лехаим», — предложил отец, реб Цви, и достал бутылку «этроговки», которую любил их сын. Я же, как потомок семьи Шор, первых виноделов старого Иерусалима, никогда не отказываюсь от настоящего вина, и семья Зусман удивила меня! Они достали старую бутылку вина из дедушкиной винодельни и преподнесли ее мне в подарок. «Сделайте лехаим и в Москве», — предложили они с улыбкой.
Закончу рассказ тем, чем заканчивается письмо раввина Лазара семье Зусман: «Как я говорил при встрече с вами, я надеюсь, что тфилин Бена, которые чудесным образом сохранились, найдут употребление. Сегодня я читал ежедневный раздел у Рамбама, «законы потери», где он пишет, что тфилин предназначен для постоянного использования любым человеком – и я сразу подумал о вашем сыне. Это их цель, и я верю, что вы дадите другим привилегию выполнить посредством их эту важную заповедь. Это принесет душе вашего сына большую радость и удовлетворение, и в заслугу этого вы будете благословлены счастливой жизнью на все время…»
Читайте также