Эстер, Хана, Ривка, Лея и Хая Мушка. Одна за другой девочки подходили к перегородке, как можно ближе к бимe, на которой лежал свиток Торы, и взволнованным голосом передавали для провозглашения еврейское имя, которое выбрали для себя – имя, которое отныне заменит Машу, Вику, Таню, Олю. Полторы недели пребывания в лагере «Ган Исраэль» в Истре сделали свое дело, и девочки решили стать ближе к обычаям народа, к которому принадлежат. Весь год они учатся в нееврейской школе, но десять дней этого лета они провели по-еврейски. Им помогли вожатые, делающие все для того, чтобы «летняя порция еврейства» повлияла на их жизнь как можно больше. Опыт прошлых лет свидетельствует, сколько сотен еврейских семей были созданы благодаря этой деятельности.
Вечером в среду ко мне обратилась Ривка Кляйн, которая уже несколько лет возглавляет лагерь для девочек «Ган Исраэль»: «Нам не хватает десятого для миньяна». День был утомительным и жарким, и каким образом в летнем лагере для девочек собирают миньян, состоящий из мужчин – я не сразу понял. Но моя жена сразу сказала «да», и было решено, что мы приедем в лагерь рано утром, чтобы дополнить миньян для утренней молитвы и чтения Торы, а во время чтения Торы многие девочки удостоятся получить еврейское имя.
«Сегодня 83 года со знаменитого дня 28 сивана», – напоминаю я по дороге и зачитываю: «28 сивана 5701 (1941) года. В 10:30 утра корабль «Серпа Пинто» бросил якорь в порту Нью-Йорка. Ребе и Ребецн сошли с корабля, с ними был единственный деревянный ящик, в котором были их немногочисленные вещи. Они направились в зал встречающих, где их ждал неожиданный прием…» Этим завершилась эпопея спасения Ребе и Ребецн из нацистского ада, и этим началось еврейское возрождение США, которое с тех пор только усиливается.
Ребе Раяц не смог приехать сам и встретить свою дочь и зятя, но послал супругу и вторую дочь с мужем, а также почетную делегацию из четырех хасидов. Накануне вечером их попросили зайти к Ребе Раяцу, и он назначил их своими посланниками для встречи его зятя и дочери: «Я раскрою вам, что он за человек. Он совершает «тикун хацот» каждую ночь. Он знает наизусть Вавилонский Талмуд с комментариями Рана, Роша и Рифа, Иерусалимский Талмуд и его комментаторов, Рамбама, а также «Ликутей Тора» со всеми «смотри» [примечания Цемах Цедека к «Ликутей Тора», обычно начинающиеся со слова «смотри»]. И при этом поля его шляпы загнуты вниз». В те годы раввины носили шляпу с полями, загибающимися вверх.
На следующей неделе наступит 3 тамуза, день, когда Йеѓошуа остановил солнце в Гивоне и луну в долине Аялон. День, когда предыдущий Ребе, рабби Йосеф Ицхак, был спасен от смертного приговора Евсекции. День, когда мы перестали видеть Ребе нашими физическими глазами, тридцать лет назад.
Вместе с тоской по Ребе и молитвой о том, чтобы мы удостоились увидеть его снова при скором Избавлении, мы видим, что «как его потомство живо, так и он жив». Десятки тысяч еврейских душ благодаря ему и его силе возвращаются к своим еврейским истокам. Это деятельность, которой нет равных, и она приближает истинное и полное Избавление, немедленно и сейчас!
Читайте также