Дата: все дни недели
Место: много квартир евреев Москвы
Часто мне бывает трудно выбрать одну из фотографий, сделанных в течение недели, чтобы написать о ней. Но на этой неделе я не стал даже выбирать, а поместил много фотографий, так как они объединены одной темой: люди несут свет Хануки в дома евреев Москвы.
Перед наступлением Хануки мы сидели на совещании начальников отделов Центра социального обеспечения, сидели в подавленном настроении. В обычные годы мы устраиваем в Хвнуку ежедневно торжественное зажигание ханукии в Центре, приглашаем его подопечных и одного из уважаемых спонсоров Центра, который сам может увидеть радость в глазах пенсионеров, отмечающих праздник. Мы приглашаем музыкантов и устраиваем концерты. А что в этом году? Публичные мероприятия проводить нельзя, и как же нам порадовать наших стариков, как развеять их ощущение одиночества, как заставить их забыть о болезнях?
«Если они не могут прийти к нам, мы придём к ним», – сказал я, и тут же мы начали формировать группы для посещения, чтобы прийти вечером, ко времени зажигания свечей, в дома евреев (с максимальной защитой, разумеется). Наших подопечных так много, что мы не сможем посетить всех, даже большую часть не сможем, но должны сделать то, что в наших силах. Мы сформировали продуктовые подарочные наборы, в которые входит – кроме нужных в доме продуктов – ханукия, свечи, брошюра о празднике и праздничный пончик. Наши сотрудники договаривались по телефону о времени визитов, и мы каждый вечер стали ездить к евреям Москвы. И могу сказать, что мы сами получили больше удовольствия, чем те, что нас принимали.
Мы с женой и детьми поехали к старым друзьям – старым по годам, но молодым душой – и при свете ханукальных свечей слушали их рассказы о жизни. Мы были у рабанит Голды Тамарин, живущей уже 22 года в Марьиной Роще. Были мы у Нины Зевиной, рассказывавшей нам, как во время войны с нацистами она спускалась в бомбоубежище, устроенное в станции метро «Маяковская», как стояла в длинных очередях за пайковым хлебом. Были у ветерана, описывавшего освобождение Праги, в котором он участвовал и показавшего нам дыру в ухе от немецкой пули, чудом отклонившейся в сторону от его головы.
В этом году концертов действительно не было, но ханукальные песни и песни на идиш мы пели, и радость праздника – была, и у посетителей, и у посещаемых. В этом году мы почувствовали, что не может быть замены личным встречам. К сожаленью, праздник Ханука только раз в году!
*
Хасидизм говорит, что восьмой день Хануки – не просто последний день праздника, это вершина праздника, когда его духовный свет достигает максимума. Ханука длится восемь дней; число семь символизирует природу, а число восемь – надприродное, то, что преобладает над законами мира, как бы не замечая их. Восемь символизирует такое раскрытие Б-жественного света, какое немыслимо в привычном состоянии. Чтобы в должной мере ощутить это раскрытие, мы поехали вчера молиться на оѓель ребе Цемах Цедека и его сына Маѓараша в Любавичи. Мы не смогли приехать в Любавичи на «великую субботу» перед Песахом, зато восполнили это сейчас. Вчера я зажёг восемь ханукальных свечей у двери, соединяющей оѓель с отстроенной недавно синагогой. Мы сидели возле свечей в этом святом месте и молились об избавлении – для каждого и для всех, превыше природы, как было «в те дни, в это время».
Вы видите сейчас не одну фотографию, а мозаику снимков с многочисленных визитов наших посланцев к евреям в Хануку. Я посылаю вам её из Смоленска, где проведу шабат у раввина города, р.Мондшайна, и его семьи.
Гут шабес
Шия