Дата: воскресенье, 16 адара 5781 г.
Место: дом семьи Махлиных, Сокольники
На этой свадьбе я хотел присутствовать, несмотря на сибирский холод города Томска, который мне пришлось бы разделить с женихом и невестой. С другой стороны, свадьба состоялась перед Пуримом – горячее время для Центра социального обеспечения, да к тому же за несколько дней до ежегодной трапезы «мелаве малка» благотворительного фонда «Керен Хая-Мушка». И вот в это воскресенье я встречаю самого жениха! Он сказал мне, что вместе с невестой они прилетели в Москву и он будет рад видеть меня на «трапезе семи благословений» в этот день или на следующий день.
Любое появление семейной пары – это чудо, равносильное чуду рассечения моря перед евреями, так говорят мудрецы Талмуда. Тем более это верно для людей, пришедших к соблюдению заповедей. Тем более в России. Но в этих супругах есть нечто особенное. Так рассказывает раввин Томска р.Леви Каменецкий:
«Семнадцать лет назад мы прибыли как шалиахи в Томск. Первое обрезание, которое мы сделали там,0 прошёл юноша в возрасте бар-мицвы, Реувен. Он ходил на молитвы и на уроки, потом исчез с горизонта, потом снова появился – уже как студент медицинского института, а впоследствии дипломированный хирург. Реувен собирал вокруг себя еврейскую молодёжь, посещал молитвы и с гордостью носил традиционную хасидскую одежду. Потом он уехал в Москву учиться в ешиве и получил там раввинский диплом.
Перл росла в семье, где о еврействе вспоминали мало. Она работала журналистом в местной прессе и строила серьёзные планы на будущее. Три года назад она зашла в местную еврейскую общину – и осталась. Перл стала участвовать в еврейской жизни города, а когда она стала серьёзно соблюдать заповеди, она взяла академический отпуск в своём обучении психологии и мы послали её в Москву».
Реувена и Перл познакомила Маля Махлин, жена р.Хаима Махлина. У них дома мы и сидели в воскресенье вечером. Там рав Леви-Ицхак Ѓольцман рассказал мне: «В Махоне ХаМеШ есть особая программа, называющаяся «Эмуна», это нечто вроде женского аналога ешивы. Там изучают Тору с утра до вечера, и девушки находятся в еврейской хасидской атмосфере. Эту программу сделал р.Менахем-Мендл Виленский со своей организацией «Яхад». В программе «Эмуна» работает Маля Махлин, там она узнала Перл, которая серьёзно погрузилась в учёбу и решила, что её семья будет хасидской. Маля поняла, что Перл и Реувен друг другу подойдут».
Я видел фотографии и видео со свадьбы и понимаю, что она была в чём-то уникальной. Синагога в сердце Сибири стала свадебным залом, чего в ней давным-давно не видели. Евреи местной общины были тронуты и обрадованы. А рав Каменецкий с семьёй, подготовившие и проведшие свадьбу и праздник, радовались больше всех – в том числе тому, что мы видим своими глазами новое поколение, гордящееся своим еврейством, и не только в центре страны, но и в далёких её регионах.
«Самое большое впечатление на меня произвело вот что, – рассказывал далее р.Ѓольцман. – Реувен Находа, жених, повторял вслух хасидский маамар, как принято у хасидов перед началом свадьбы. Маамар он говорил в русском переводе. Есть русские переводы маамаров! На свадьбе была еврейская молодёжь Томска, и еврейские юноши с удовольствием слушали хасидский маамар и его объяснения из уст своего товарища».
Гут шабес
Шия