Сукка и любовь
Такой чудесной погоды во время Суккота не помнят даже старожилы Москвы. Сидеть за праздничными трапезами без дождя, без куртки и без необходимости в нагревателях!
Здесь, в Москве, Главный раввин России р. Лазар назначил раввинов для всех «региональных общин».И бухарские евреи, и грузинские, и кавказские получили возможность сохранять традиции своих общин и вместе с тем действовать по-хасидски.«Геула» – так называются учреждения кавказской общины в Москве. За пятнадцать минут я дошел допросторной сукки во дворе синагоги кавказской общины. Большинство участников трапезы уже разошлись по домам, но во главе стола все еще сидел мой друг, раввин общины шалиах р. Авраѓам Ильягуев и рассказывал о хасидизме.
«Мы долго искали место для нашей общины и в конце концов нашли эту улицу, а впоследствии оказалось, что на ней жило ранее много евреев», — делится со мной р. Авраѓам. Действительно, улица красива, на ней сохранились старые дома – необычный вид в нашей Марьиной Роще. Завершение строительства синагоги планируется к Хануке, а пока молятся в установленном на стройплощадке шатре – однако со всеми удобствами.
Когда меня удостоили сказать «лехаим», я повторил слова, только что услышанные от р. Лазара в его речи после чтения Торы: «Сегодня утром я думал о том, что произошло в праздник Суккот 5752 (1991) года. Тогда Ребе простоял на ногах шесть с половиной часов и смотрел на каждого, кто подходил, чтобы благословить на его лулав, и отвечал «амен» на благословения. Это был последний раз, когда мы удостоились этого зрелища. Можно сказать, что Ребе намеревался сказать каждому: «Мы приведем Избавление только в любви к евреям и единстве еврейского народа», подобно «четырем видам растений». Ведь как известно, они представляют разные виды евреев, но заповедь может быть выполнена только в том случае, если их объединяют».
Сукка и вечность
Как и каждый год в вечер праздника, перед второй частью трапезы, проводимой в большой сукке, раввин Лазар выходит из синагоги и ведет всех за собой вокруг, на Новосущёвскую улицу, чтобы продолжить радость снаружи, в том числе и в духовном смысле: влиять на окружающий мир.
Водители трамваев, вероятно, знают это из прошлых лет; водители автомобилей также терпеливо ждут, пока круги танцующих освободят дорогу, ведь радость велика и всепоглощающа. Нигуны сменяют один другой, чувства раскрыты радости праздника.
«Накануне праздника кто-то прислал новость из газеты «Нью-Йорк Таймс», в которой сообщается об обнаруженном новом штамме коронавируса с сильной мутацией. Сообщение было снабжено графиками и схемами. Это вызвало смятение из-за опасения повторного распространения пандемии» — говорит мой друг раввин Мордехай Вайсберг, руководитель общины, когда мы танцуем бок о бок. И добавляет свой вывод: «Но три года назад мир остановился, во всем мире разразился экономический кризис, все страны отреагировали жесткими мерами , вводя ограничения на передвижение и собрания, закрывая все что можно и вводя карантины, отменяя мероприятий и закрывая все учреждения, без которых можно обойтись, обнаруживая носителей вируса и изолируя их. А сегодня графиками мутации коронавируса почти никто не интересуется! И всего-то три года прошло.
Сравним: Исход из Египта произошел более трех тысяч лет назад, однако каждый год он заново пробуждает сотни тысяч евреев по всему миру, независимо от ситуации и места, и они отмечают праздник Суккот в память об Исходе. В этом тайна истины, которая живет вечно, в отличие от одноразовых событий, которые проходят так, как будто их никогда не было».
Сукка и мир
Когда в моем детстве некий предмет стоил десять тысяч старых шекелей – то есть десять новых, современных шекелей – говорили: «он стоит Голду». На банкноте с одной стороны был портрет премьер-министра Израиля Голды Меир, а на другой –фотография, сделанная Давидом Хавкиным, 18-летним подростком, который забрался на крышу одного из зданий на улице Архипова в центре Москвы и сфотографировал Голду Меир, выходящую из Большой синагоги в 5709 (1949) году, в роли первого посла Израиля в Советском Союзе, и сотни евреев вокруг нее.
А ровно 50 лет назад, в праздник Суккот 5734 (1973) года, через несколько дней после начала «войны Судного дня» Голда Меир в качестве премьер-министра навестила солдат на Голанских высотах, которые после ожесточенного танкового боя остановили наступление превосходящих сирийскихсил. Она встретила группу религиозных солдат, стоявших внутри передвижной сукки и молившихся шахарит с талитами на плечах и лулавами в руках. Это были резервисты, которые пошли на фронт прямо из синагоги в Йом Кипур. «Мама Голда» поговорила с ними, стараясь ободрить и внушить уверенность в победе в этот трудный час. И один молодой солдат сказал: «Я хочу кое-что спросить: мой отец погиб на войне за независимость, но мы победили. Мой дядя пал в операции на Синайском полуострове, но мы победили. Мой брат погиб в Шестидневной войне, но мы победили. На прошлой неделе я потерял здесь в бою своего лучшего друга. Я не сомневаюсь, что мы победим и на этот раз. Но стоят ли того все эти жертвы, если мы не можем жить здесь спокойно?»
Старая Голда помолчала несколько мгновений, а затем рассказала о своем посещении Москву, когда страной правил Сталин, а «религиозная пропаганда» была под запретом. Того, кто обрезал детей или преподавал Тору, в лучшем случае отправляли в Сибирь. Голда Меир описала лица евреев в СимхатТора в Москве в те тяжелые годы, сотни евреев, заполнившие улицу Архипова:
«Матери с младенцами на руках, старые и молодые, и даже солдаты в форме Красной Армии – все они пришли туда, несмотря на риск и угрозы. Сотни людей подходили ко мне и приветствовали меня благословением «Шалом Алейхем» или «Гут Йом Тов», а я отвечала им на идиш: «Спасибо за то, что вы остаетесь евреями!» И благодаря тому, что евреи в Москве имеют смелость жить еврейской жизнью, мы победим наших врагов и ненавистников во всем мире, и долгожданный мир расправит свои крылья над всеми нами».
Фото недели: Сукка и милосердие
«Я был бы рад быть «ушпизином» у вас во время праздника Суккот», — обратился с просьбой мой друг Йони Лейфер, директор российского отделения Всемирной организации «Джойнт». Мы, руководство Центра социального обеспечения в Москве «Шаарей Цедек», были рады этой возможности, и в прошлую среду прибыл Йони и команда его офиса: более тридцати мужчин и женщин, профессионалов, преданных своему делу.
С момента своего основания более ста лет назад «Джойнт» разными способами помогает спасать евреев во всем мире. В трудные времена Первой и Второй мировых войн он заботился о пропитании и одежде евреев, оказавшихся в беде, в 1920-е годы поддерживал еврейские земледельческие села юга СССР, и успешно продолжает многолетнее партнерство с нами.
Делегация праздника села за праздничный обед в сукке, прослушала увлекательный рассказ о сути праздника от моего друга профессора раввина Александра Лакшина и теплые слова об исторической связи Суккота и благотворительности от Главного раввина России р. Берла Лазара. Рав Лазар помог Йони Лейферу выполнить заповедь «четырех видов».
Потом вся группа пришла в Центр социального обеспечения, где некоторые из работников «Джойнта» впервые увидели своими глазами наше просторное здание, целиком посвященное помощи нуждающимся. В зале столовой мы подготовили для них в честь праздника музыкальное представление-сюрприз со знакомыми и любимыми еврейскими песнями.
Читайте также