Таксист чувствовал, что его пассажиры — туристы, и как истинный патриот своего города счел необходимым рассказать во время поездки о его известных местах. “Мы проезжаем по мосту – это один из семи мостов Кенигсберга, известных по знаменитой математической задаче Леонарда Эйлера. А справа старинное здание театра…” Дальше я не слышал, потому что погрузился в воспоминания.
Тогда, после приема, устроенного спонсором восстановления большой синагоги Калининграда Владимиром Кацманом в его кабинете, мы пошли гулять по калининградскому зоопарку. Оказывается, это старейший действующий зоопарк в Европе. Нам показали медвежатник, где жил медведь, переживший Вторую мировую войну. Мы видели еще много интересных уголков зоопарка, моя семья вернулась в гостиницу, а я пошел пешком к городскому театру, повторяя про себя хасидскую историю:
«…Выполнив все указания рабби Шнеур-Залмана, хасид стал одним из крупнейших и богатейших торговцев тканями во всем регионе. Его коммерческий успех рос день ото дня. Торговец приходил к Алтер Ребе за благословением перед каждой поездкой в Кенигсберг. Однажды Ребе сказал ему: «Ты столько раз ездил в Кенигсберг и ни разу не привез мне оттуда подарка».
В этот раз торговец привез Ребе в подарок прекрасную табакерку – и испытал разочарование, когда Ребе долго смотрел на нее. Торговец понял, что под подарком имелось в виду нечто другое: «Когда ты приезжаешь в Кенигсберг, ты ходишь в театр?»
В свой следующий приезд в Кенигсберг торговец-хасид решил пойти в театр, чтобы там понять смысл слов Ребе. Он вошел в зал и занял свое место, но утомленный дорогой, заснул глубоким сном и проспал весь спектакль, пока его не разбудил служитель театра. «Откуда вы?» – спросил служитель. «Из Лиозно», — ответил хасид. — «Вы знаете раввина Залменю? Передайте ему привет от Карла».
Когда торговец передал странный привет Алтер Ребе, его лицо просияло: «Вот подарок, который я хотел!» – сказал он счастливо.
Перед следующей поездкой Ребе вручил торговцу пакет и сказал: «Когда приедешь в Кенигсберг, передай этот пакет тому служителю. А когда закончишь свои дела в городе и захочешь вернуться домой, зайди к нему и возьми у него пакет».
Когда служитель театра отдавал пакет торговцу-хасиду, он открыл его – там была рукопись. Это была книга Тания, которая тогда еще не была напечатана. Служитель стал вчитываться в книгу: «Ах! Ах! Ах!» — взволнованно восклицал он. «Написано святым духом! Теперь, когда святой Ребе даровал нам такие чудесные откровения тайн Торы, я и не знаю, что нового осталось сказать Машиаху!..»
…Я вспомнил эту историю, стоя на площади перед зданием театра. Это, разумеется, не то самое здание, но сочетание слов «театр в Кенигсберге» вызывает у хасида воспоминания.Было ли «Карл» настоящим именем того служителя? Почему Алтер Ребе прислал ему драгоценную рукопись книги Тания? Великие хасиды предыдущих поколений, которые рассказывали эту историю, были уверены, что тот служитель был одним из 36 скрытых праведников, которых Всевышний посылает народу Израиля в каждом поколении. Алтер Ребе прислал ему рукопись Тании, чтобы получить его одобрение, и только после того, как скрытый праведник «Карл» просмотрел ее и похвалил, р. Шнеур-Залман решился напечатать Танию и открыть ее миру.
«Такой возможностью нужно пользоваться», сказал я себе, и стал читать, стоя у того театра, ежедневный урок из Тании.
Читайте также