Я уже рассказывал о реб Биньямине Клюгере, когда я гостил у него в Иерусалиме несколько месяцев назад, а на этот раз он остановился у меня на короткое время.
У раввина Биньямина Клюгера, как говорится, много шляп. Он сын родителей, переживших Вторую мировую войну, и известный исследователь Холокоста. Он один из ветеранов еврейской религиозной журналистики, он написал и отредактировал множество книг. В рамках «Проекта Талмуд», основанного его рабби, ребе из Цанза, он более чем сорок лет отвечает за ежемесячные экзамены учеников в Иерусалиме по Гемаре и Шулхан аруху. И многое другое.
На этой неделе раввин Клюгер приехал в Москву и остановился в нашем доме в честь радостного события – свадьбы дочери своего друга реб Давида Мондшайна, с которым он поддерживает связь уже более тридцати лет, с тех пор как впервые увидел деятельность шалиахов Ребе в странах СНГ. И где только можно, раввин Клюгер поощряет и поддерживает ее. В рамках своих путешествий он записывал, фотографировал – и издал толстую книгу «Тиса това», более тысячи страниц с фотографиями и документацией еврейских общин, включая те, что уже перестали существовать.
«Вы рады снова приехать в Россию?» – «Да, особенно сейчас». Раввин Клюгер хотел сам «пощупать» местность, понять, «чем дышит» российское еврейство именно в эти дни.
Я выслушал от раввина Клюгера множество интересных рассказов, в частности, о том, как он был на аудиенциях у Ребе, и о том, как на раздаче долларов он спросил Ребе, возвращаться ли в Израиль (тогда началась Первая Ливанская война, а он был армейским резервистом). Ребе дал ему поучительный ответ…
У реб Биньямина много шляп. Но хасидская шляпа у него всегда на голове.
Читайте также