Дата: среда, 5 менахем-ава 5781 г.
Место: центральная синагога «Марьина Роща»
Простая картина, обычно не привлекающая внимания. Пройдёшь мимо – не заметишь. Но если вдумаешься – перед тобой культурное явление. Это было утром в среду, я закончил молиться и складывал талит; посмотрев в сторону, я увидел р.Боруха Клейнберга, обучающего еврейского мальчика алфавиту. Буквам и огласовкам. По учебной таблице и молитвеннику, где он показывает мальчику, как буквы с огласовками складываются в слоги, а те – в слова. Мальчик явно готовится произнести благословения на чтение Торы перед своей бар-мицвой. Он сидит, уверенный, что ребе Борух будет с ним столько, сколько нужно, проведёт столько уроков, сколько нужно, пока материал не будет усвоен.
Я знаю р.Клейнберга много лет и никогда не видел его без дела. Он молится, учит Тору сам, обучает друзей, отвечает по телефону на ѓалахические вопросы – всё это скромно и спокойно. В московском районе Сокол-Аэропорт они с супругой создали Бейт-Хабад, быстро ставший центром притяжения для евреев округи. Евреи приходят на молитвы, на уроки, на трапезы в шабаты и праздники, чтобы впитать особый еврейский свет, который излучает эта семья. Евреи района приводят детей в летние каникулы, чтобы поучить немного еврейского, подготовиться к бар-мицве. Размах деятельности Бейт-Хабада всё шире и дел всё больше, но с лица р.Боруха не сходит его добрая улыбка, и он встречает каждого со свойственным ему дружелюбием.
Я слушал этот утренний урок чтения и видел самого себя, больше сорока лет назад, в талмуд-торе в центре Иерусалима. Мы с друзьями были совсем маленькими мальчиками, и ребе Шлойме так же терпеливо обучал нас чтению святых еврейских букв. Когда мне исполнилось три года, мой отец по обычаю взял меня на руки, завернул целиком в талит – чтобы мои глаза не видели ничего нечистого – и понёс в «хедер». Ребе Раяц говорил: «Когда еврей провожает своего сына учить Тору, он подобен первосвященнику, входящему в Святая святых». Этот момент мне не запомнился, но я помню, как назавтра, или спустя несколько дней, я плакал и не хотел, чтобы папа уходил и оставлял меня в классе талмуд-торы.
Ребе Шлойме сказал отцу, чтобы тот всё же ушёл, дал мне конфету и усадил возле себя учиться. Конфета была сладкой, и учёба была сладкой, я помню это. Не знаю, почувствовал бы я сладость Торы в первый день без конфеты, но я помню, как они вместе привлекли того маленького мальчика к святой Торе.
Сейчас я смотрел на р.Боруха и его ученика, и в голове вертелась мелодия… Разумеется, известной песни Марка Варшавского! «Ойфн припечек… Ун дер ребе лернтклейне киндерлех дем алеф бейс… Зог же нох а мол, комец алеф – о». В печке горит огонёк, в избе тепло, и ребе учит маленьких детей алеф-бейсу… Повтори-ка ещё раз, и ещё раз – огласовка «комец» с буквой «алеф» читается «о»»
Своих детей я тоже отнёс в «хедер» на руках, и они тоже начали учить «сладкую Тору». Ведь чем раньше ребёнок начинает что-то изучать и чем приятнее начало этого изучения, тем лучше он запомнит изученное и тем охотнее он будет учиться далее. «Импринтинг» – называют это психологи. «Гирса де-янкута» – называет это еврейская традиция. Я много раз видел, как родители приводят своих детей на первое занятие в класс р.Элимелеха Геджа в «Хедер Менахем» в Москве. И не только те, кто хочет, чтобы дети провели всю учёбу в «хедере». Родители, записавшие детей в другие еврейские школы Москвы, тоже заинтересованы в том, чтобы начало учёбы прошло у их детей в атмосфере «хедера», как это было у евреев на протяжении поколений.
Любавичский Ребе говорил тридцать девять лет назад, что следует придерживаться традиционной системы обучения чтению: учитель показывает букву, огласовку, а потом их соединение – слог, и дети повторяют за ним. Педагоги пробуют различные методы обучения чтению, но для чтения с огласовками не нашли ничего лучше старого проверенного метода «комец алеф – о», необходимость которого уже давно подчёркивал Ребе.
Сейчас – время записи детей в школы. Помните, что «импринтинг», «гирса де-янкута», определит характер развития ребёнка. Если мы хотим, чтобы у нашего ребёнка было еврейское самосознание – первый камень в здании его воспитания должен быть еврейским. Начните с главного.
Гут шабес, да увидим мы скорое Избавление
Шия