Трудно описать словами возвышенную атмосферу Симхат Тора в синагоге «Бейт Менахем». Ѓакафот в ночь праздника длились до трёх часов утра, а на следующий день — с утра до позднего вечера, ещё долго после исхода праздника.
Одним из самых вдохновляющих моментов стал утренний фарбренген — подготовка к ѓакафот, чтение Торы, завершение всего свитка и начало книги Берешит. С каждым годом людей становится всё больше. Главный раввин России Берл Лазар на фарбренгене пересказал беседу Ребе, произнесённую в праздник Симхат Тора 5746 (1985 г.):
Ребе объяснил, что слово «мошиах» по числовому значению (гематрии) равно сумме слова «шалиах» (посланник) и числа десять, намекающего на десять душевных сил. Это означает, что когда посланник служит Всевышнему всеми силами своей души, он раскрывает в себе искру мошиаха. Ведь в каждом еврее есть искра души Моше-рабейну.
Затем Ребе говорил о полной самоотдаче, которой требует миссия посланника:
«Зная, что в нём есть искра мошиаха и что в его силах приблизить освобождение, — как может посланник заниматься другими делами или отдыхать, когда на нём лежит ответственность приблизить Избавление?!»
Ребе напомнил слова из Талмуда о царе Йероваме бен Невате, которому Всевышний сказал:
«Раскайся — и Я, ты и сын Ишая (царь Давид) будем гулять в Ган Эдене».
Йеровам спросил: «Кто будет во главе?»
Всевышний ответил: «Сын Ишая».
Тогда Йеровам сказал: «Если так — не хочу».
Если вдуматься в разницу между Моше-рабейну и Йеровамом, можно понять, что такое истинная миссия. Моше и Йеровам оба стояли во главе народа, но влияние их было противоположным. Как сказано в трактате Авот:
«Тот, кто приводит многих к заслугам, — через него не приходит грех; а тот, кто приводит многих к греху, — не получает возможности раскаяться».
Моше жил для других. Он был готов жертвовать собой ради Израиля, даже если это стоило ему личного ущерба: разбил скрижали, чтобы спасти народ; ударил по скале, чтобы дать людям воду, — и лишился возможности войти в Землю Израиля. Именно поэтому его праведность упоминается в молитве о дожде:
«Когда Твои избранники жаждали воды, он ударил в скалу — и потекли воды; за его праведность одари нас облаками вод».
Эта фраза звучит трижды — при упоминании жертвенности Ицхака, самоотдачи Моше и праведности сынов Израиля, отдавших жизнь за святость. Все три случая объединяет готовность отдать всё ради других.
Посланник Ребе следует тому же пути. Он уезжает в далёкие места, порой теряя возможность для личного духовного роста, чтобы дать другим евреям свет Торы и заповеди. В этом и раскрывается его искра мошиаха — готовность действовать всеми силами души ради других.
В этом и заключается суть шлихута и праздник Симхат Тора — дня Моше-рабейну: помнить, что в каждом еврее, особенно в том, кто трудится ради других, горит искра Моше и искра мошиаха — внутренняя точка души, готовая отдать всё, чтобы у другого еврея было то, что нужно.
На фото: главный раввин России Берл Лазар во время «Кинус Тора» в Исру-Хаг.
Читайте также
		
					

			
												
											
																	
																	
																	








						