Дата: 26 адара 5881 г.
Место: восемнадцатый этаж самого большого Бейт Хабада в мире.
На прошлой неделе я рассказывал о свадьбе на которой не был. А на этой неделе расскажу о свадьбе, на которой я не только был, но до такой степени переполнился впечатлениями, что просто не знаю какую фотографию выбрать.
Зуша Горелик, машпиа московской ешивы, говорил мне так: «В какой стране провести свадьбу моей дочери – это была большая проблема. В одну страну не может прилететь жених, в другую страну не может прилететь невеста, из третьей страны не могут улететь родители невесты… В конце концов мы остановились на Украине».
Но попасть в Украину из России в наше время – сама по себе проблема. Раньше мы летали через Минск, а сейчас и Минск не пускает самолеты. После выяснения всех обстоятельств оказалось, что попасть на свадьбу дочери Зуши Горелика мы можем только… пешком.
Я взял железнодорожный билет из Москвы до Белгорода, куда мы с женой и детьми приехали под утро. В Белгороде я взял такси до российско-украинской границы и разговорился с водителем. За время пребывания в Москве у меня развилась шестое, седьмое или какое-то ещё чувство, поэтому я спросил его, какой национальности была его мама. И он сказал, что его мама и мама его мамы были еврейками. Водитель удивился, когда увидел искреннюю радость в моих глазах. Мы остановились в придорожном кафе, мой сын заказал несколько чашек чаю, я достал тфилин, он засучил рукав, я помог ему наложить тфилин – и мы отпраздновали, так сказать, бар-мицву еврея, сделав «лехаим» на чай. Разумеется, я взял его номер телефона, чтобы сообщать ему различные еврейские новости.
Мы вышли из такси на пограничном пункте. Прохождение формальностей, а дальше берём чемоданы и идём по дороге. Снег, холод, ветер в лицо… Я вспоминал в это время о хасидах былых времён, которые переходили границы в снег, дождь и холод, чтобы спасти себя или других. К счастью, мы переходим пешком границу для радостной цели – чтобы принять участие в свадьбе. Полтора километра по зимней дороге. Ещё один пограничный пункт, предъявления справки о прививках, медицинской страховки и прочие формальности, и наконец всё улажено, мы в Украине.
Первый город по дороге – Харьков. Я позвонил раввину Харькова, шалиаху Моше Московичу и он своим тёплым ответом как будто растопил весь окружающий снег. Было время утренней молитвы, мы окунулись в тёплую микву, помолились шахарит в красивой синагоге Харькова. Рав Москович пригласил нас домой на завтрак. Столько интересных рассказов, столько историй которые случились с ним за тридцать лет, которые он провёл шалиахом в Харькове, а рав Лазар – шалиахом в Москве. Я бы остался подольше, но надо было спешить. Ещё три часа езды – и вот он, город Днепр.
Этот город сменил несколько имен. Несколько лет назад он назывался Днепропетровск, а ещё раньше носил имя Екатеринослав. В те времена в этом городе жил мальчик по имени Менахем-Мендл, по фамилии Шнеерсон. Будущий Любавичский ребе. Его отец, раввин и каббалист Леви-Ицхак Шнеерсон, был раввином города. «Вот дом, в котором жил Ребе, когда был мальчиком… Вот синагога, в которой молился его отец, каббалист раввин Леви-Ицхак, сейчас в этом доме ешива…» Всё это показывал нам раввин города р.Шмуэль Каменецкий с балкона рядом со своим офисом на восемнадцатом этаже самого большого в мире Бейт Хабада. Это знаменитый еврейский центр «Менора», превышающий площадью и размерами любое другое еврейское здание мира. Находясь в этом центре, понятно, что значит мечтать без ограничений и осуществлять свои мечты без стеснения. Если уж строить еврейское здание – то такое, чтобы в нём разместились все общинные учреждения и ещё место осталось! Эту фотографию я и включил в сегодняшнее эссе.
«Вот из этого дома 9 нисана, восемьдесят два года назад, рабби Леви-Ицхака повели на допрос, а оттуда ссылку в Казахстан, где он и скончался после тяжелых страданий», – говорит рав Шмуэль Каменецкий. Дом совсем недалеко от нас. Я смотрю на него и понимаю, что такое настоящая победа света над тьмой. Вот как было – и вот как стало. Восемьдесят лет назад великого раввина ссылают в безлюдную местность только за то, что он раввин. Тридцать лет назад Ребе, родившийся в этом городе, посылает сюда и во много других мест мира своих шалиахов. И сейчас мы стоим на восемнадцатом этаже еврейского центра, находящегося в родном городе Ребе. «Сеющий в слезах пожнет с радостью», сказал царь Давид в псалмах. Лучше об этом и не сказать.
А теперь мы на свадьбе семьи Горелик из Москвы и семьи Грузман из Вены. Бабушки и дедушки невесты и жениха приехать не смогли, но они тоже провожают своих внуков к хупе со свечами – находясь в других городах, и мы видим их, как и других родственников, на большом экране, куда транслируется передача по Зуму. Жених одет в традиционный «китл». Не просто традиционный – это уникальный «китл», он принадлежал самому Ребе. Жених покрывает лицо невесты фатой, сделанной из полотна, принадлежавшего самой рабанит Хае-Мушке, день рождения которой был совсем недавно, 25 адара. Эти драгоценные вещи передал из Москвы для свадьбы рав Лазар через верные руки директора московской общины рава Мордехая Вайсберга.
Мы, чтобы прибыть на свадьбу, перешли границу пешком, другие гости прилетели через третьи страны, многие присутствуют в Зуме. А как быть с музыкой? Еврейская голова рава Моше Вебера и рава Элимелеха Вайсберга нашла решение и здесь. Музыка передавалась из Израиля в прямом эфире. Давид Ситбон, певец и старый знакомый моего детства, и музыкант Ареле Липскер выступали в звукозаписывающей студии в Иерусалиме с экраном, на котором были видны различные видеоэффекты. И всё это передавалось в прямом эфире в Днепропетровск, где под прекрасную музыку танцевали гости свадьбы.
На следующий день мы пошли на экскурсию по городу. Ицхак Каршенбойм, член общины и историк, показывал нам места, где жил Ребе, где он учился в хедере, и квартиру, где рабби Леви Ицхак с супругой рабанит Ханой праздновали свадьбу Ребе и дочери ребе Раяца – на расстоянии, ведь сама свадьба проходила в Варшаве. Похожим образом сейчас празднуют свадьбу родственники жениха и невесты в других городах. Только в те времена никакого Зума не было, и рабби Леви-Ицхак с супругой были лишь мысленно вместе со своим сыном. Мы поехали на окраину города, где был расстрелян злодеями-нацистами Дов-Бер Шнеерсон, брат Любавичского ребе, и похоронен в братской могиле. Там мы прочитали Теѓилим и «12 изречений». А ещё было завершение написания свитка Торы в центральной синагоге Днепра, где и мне дали написать букву, а ещё была поездка в Винницу к моему шурину, раву Шаулю Ѓоровицу, и посещение тамошней младшей ешивы во главе с равом Аѓароном Хазаном.
В шабат мы будем ещё в Украине – в Гадяче, где похоронен Алтер ребе. В этот шабат благословляют месяц нисан, а также это шабат главы Ходеш, шабат «Хазак» и шабат кануна рош-ходеша. Столько возможностей для молитвы! Я войду в оѓель Алтер ребе с именами людей, переданных мне для молитвы шалиахом в Гадяче моим двоюродным братом р.Шнеур-Залманом Дайчем. Обычно он сам приносит имена для молитвы, но сейчас он в Израиле, ожидает второй порции вакцины против коронавируса. Мне повезло, и в такой благотворный день я буду посланцем для молитвы о здоровье, радости, успехе, благополучии и хасидском нахате, счастье и кашерном празднике Песах. И обо всех моих друзьях я буду молиться там, в первую очередь о том, чтобы мы удостоились истинного Избавления.
Гут шабес, ходеш тов
Шия