Многие говорят: вот раньше было… а теперь… Однако наше поколение благословлено тем, чего не было в предыдущих поколениях. Благотворительность в народе Израиля достигла таких размеров и такой степени, что сегодня, по-видимому, невозможна ситуация, когда еврей умер бы от голода – что, к сожалению, случалось в прошлом. Сейчас в полной мере проявляется определение евреев, данное им в Талмуде: «милосердные, потомки милосердных». Особое выражение это свойство находит во время кампании «Кимха де-Писха», во всех еврейских общинах, когда проводятся благотворительные сборы для раздачи еды многодетным семьям и различным нуждающимся, ведь финансовые затраты при подготовке к Песаху особенно велики.
Вчера я зашёл в морозильную комнату Центра социального обеспечения «Шаарей цедек», чтобы проверить готовность к большой раздаче в канун праздника. Более трех тонн рыбы, мяса и птицы было заказано в этом году. Все уже разделано и упаковано, только положить в кастрюлю – чтобы облегчить получателям приготовление праздничной еды. Это еще одно большое вложение сил и денег в раздачу пасхальных продуктов в максимально удобной форме.
В специальном обращении, написанном Главным раввином России, раввином Берлом Лазаром, и переданном мне для распространения среди всех членов общины, друзей общины и всех людей доброго сердца, написано, среди прочего:
«Менее чем через месяц мы сядем за стол для седера и вместе скажем: «Каждый голодный пусть придет и ест, каждый нуждающийся пусть придет и празднует Песах». Я уверен, что мы уже сейчас искренни и честны в этом желании. Забота о нуждающихся и необеспеченных включена в Пасхальную Агаду как часть текста. И в Шулхан арухе об обязанности помогать нуждающимся сказано именно при описания подготовки к Песаху, так как на этот праздник приходится много расходов. А сказано там так: «…принуждают горожан…» Ѓалаха разрешает принуждать горожан к участию в сборах средств для нуждающихся на Песах.
У нас есть многодетные семьи, которые и в будни с трудом сводят концы с концами, не говоря уж о праздновании Песаха, которое – как мы знаем – требует больших расходов. А в этом году цены на продукты существенно поднялись. Я обращаюсь к каждому члену нашей общины с горячим призывом: помогите! Передайте средства для нуждающихся сборщикам цдаки, руководителям проекта «Радость Шабата и праздника» при центральном благотворительном фонде «Керен Хая-Мушка».
Я хочу подчеркнуть: продуктовые наборы на Песах оплачиваются большею частью из тех средств, которые собирают для этой цели сборщики цдаки, а не из какого-либо стороннего финансирования. Обеспечение неимущих на Песах зависит от только вас. В Песах мы не едим многие привычные в будни продукты, поэтому от продуктовых наборов, которые получат нуждающиеся, зависит в прямом смысле, будут ли они сыты каждый день. Это не излишества, не деликатесы – это повседневная еда многих семей и детей.
Песах – радостный праздник, в Песах мы поздравляем друг друга словами «моадим ле-симха», «да будет этот праздник радостным». Радость праздника не будет полной, если кухня будет пустой. И более того: Песах – это праздник свободы. Для того, чтобы ощутить свободу от египетского рабства, нужно чувствовать свободу от забот, в том числе от заботы о том, есть ли еда для праздничных трапез.
Ребе многократно говорил, что помощь к Песаху нужно передавать нуждающимся заранее, и тогда они уже сейчас будут готовиться к празднику со спокойной душой и смогут отдаться духовному переживанию истинной свободы. После упомянутых выше слов «…каждый нуждающийся пусть празднует Песах» в Агаде сказано: «…в будущем году мы свободны». В заслугу выполнения нами первой части высказывания мы удостоимся второй его части. Наши рабеим поясняли эти слова: «в будущем году» – «в приходящем году», в том году, что приходит и наступает прямо сейчас. И после истинного и полного Избавления мы будем есть мирные жертвы и жертвы Песаха, и царь наш будет с нами!»
Читайте также