Когда я попросил р. Шломо Олидорта сказать несколько слов, я и не догадывался, насколько он окажется нужным человеком в нужном месте и в нужное время.
Есть благословение, которое произносится один раз в году, в месяце нисан, и только возле цветущих плодовых деревьев. А у нас, в Москве, в нисане цветущие плодовые деревья можно встретить только в Ботаническом саду: в большинстве случаев нисан ранний, кое-где еще лежит снег, а на деревьях нет ни одного листочка. Однако в этом году нам повезло: год «беременный», с дополнительным месяцем адар, и поэтому весенний месяц нисан порадовал нас отличной погодой и цветущими деревьями. И убедившись в этом, согласовав с дирекцией парка «Сокольники», я повез участников детской программы синагоги «Марьина Роща» на благословение деревьев на природу, в Сокольники. Так мы сочетаем хасидские песни, благословение, слова Торы, раздачу ценных подарков и прогулку на природе, чтобы привить детям любовь к творениям Всевышнего. Мероприятие прошло в этом году при участии Главного раввина России р. Лазара. А парк Сокольники был выбран потому, что по его аллеям гулял Ребе Раяц 97 лет назад, когда он приехал в Москву добиваться отмены декретов против евреев.
Раввин Шломо Олидорт из Иерусалима приехал со своей семьей на Песах к дочери и зятю, шалиаху и педагогу р. Элияѓу Дикштейну. Зная, что он родился в Москве, я попросил его сказать несколько слов, и он согласился – хоть и уверял, что совсем не оратор. Раввин Олидорт рассказал детям о своем детстве здесь, в Москве, о стремлении его родителей дать всем своим детям хасидское еврейское воспитание в те трудные годы. Тогда ему и в голову не приходило, что придет день, и еврейские дети, гордые своим еврейством, придут в московский парк, чтобы произнести редкое благословение, слушать слова Торы, танцевать под хасидские песни, по согласованию с руководством парка и под охраной полиции.
Ближе к концу мероприятия р. Олидорт попросил разрешения сказать еще несколько слов. «Сегодня десятый йорцайт моего тестя, р. Зеэва Вольфа Залманова. Его отец, узнав, что в Москву приехал Ребе Раяц, привел его к Ребе. Ребе Раяц подозвал его к себе и сказал, что нужно молиться по сидуру. И с тех пор до дня его смерти в возрасте 97 лет каждую молитву и каждое благословение он произносил только по сидуру!»
Читайте также