Ежегодно в Йом-Кипур молящиеся переживают много волнующих моментов. Один из них – выступление раввина после чтения Торы и перед Изкором. Это совсем не такая речь, как перед “Коль нидрей” в начале праздника, и не такая, как перед “Неилой” и в конце “Неилы”.
В этой речи главный раввин России, рав Лазар, поминает тех, кто, к нашему большому сожалению, скончался в прошлом году – членов общины или родителей членов общины. Вот как он начал свою речь в этом году:
«Однажды встретились три еврея, и между ними завязался спор. Первый сказал: «Евреи молятся три раза в день», а второй заявил: «Нет, евреи молятся четыре раза в день» а третий настаивал на том, что молитв – пять. Они решили выяснить, в чем дело. И оказалось, что первый каждый день приходит в синагогу и каждый день молится три молитвы. Второй, вероятно, приходит только по субботам, когда есть четыре молитвы. А третий – только один раз в году – в Йом-Кипур, когда молитв пять. Таких людей иногда называют “евреи Изкора”. В течение года они редко вспоминают о Всевышнем, но когда наступает святой день, они приходят так или иначе, чтобы почтить своих родителей и помолиться за их души».
Рав Лазар упомянул молитву Изкор, во время которой мы каждый год поминаем имена сотен одиноких евреев Москвы, ушедших из мира, не оставив потомков, которые могли бы почтить их память. А ещё мы вспоминаем хранителей еврейства в трудное советское время. Вот эти самоотверженные люди:
- знаменитый моэль р. Авраам Генин, о котором Ребе сказал: «Рядом с ним стоит сам праотец Авраам»;
- незабываемый хазан и чтец Торы в Марьиной Роще р. Йехиэль бен Йосеф Элькин-Фрид;
- р. Гече Виленский, наставник баалей-тшува в те трудные годы,
- моэль и резник Барух Мордехай Липшиц, известный как Мотл дер Шойхет;
- незабываемый хасид р. Калман Тамарин, один из столпов общины;
- хасид Шия Клейнберг, один из тех, на ком держалась община в тяжелые дни;
- р. Александр Лукацкий, который был сборщиком пожертвований в синагоге и строителем первой миквы в Марьиной Роще.
Рав Лазар процитировал то, что Ребе сказал ровно сорок лет назад на этой неделе: «Когда мы поминаем души, которые находятся в мире истины, в это мгновение эти души находятся здесь, с нами». И продолжал рав Лазар: «Эти души безмолвно говорят нам: мы должны вести себя в тяжелое время так же, как они вели себя в те трудные годы. Они не восставали против правительства, они не вмешивались в дела, которые находятся вне их сферы компетенции. Они жили как евреи. Но их еврейская жизнь выражалась не в личном соблюдении Торы и заповедей, а в любви к ближнему: в том, чтобы помочь другим сделать обрезание, поучить Тору, поставить хупу. Вот чего они ожидают от нас сейчас».
Традиционный «Марш Наполеона», который поют в конце заключительной молитвы Неила, через несколько минут после окончания праздника, в этом году звучал совсем иначе, сильнее и чище. Я достал телефон, который накануне праздника спрятал в шкафу, и сфотографировал один из самых волшебных моментов года.
Гут шабес, с наступающими праздниками!
Шия