Дата: Понедельник, первый день новомесячья ияра, 5781 г.
Место: Синагога «Тфила ле-Моше» в Центре социального обеспечения
В рош-ходеш в нашу небольшую синагогу в Центре социального обеспечения «Шаарей цедек» пришёл молодой человек. Он засучил рукав, уверенно наложил тфилин, затем окутался талитом и начал молиться. Когда в нашу синагогу приходит гость, я всегда стараюсь поприветствовать его, узнать, кто он и откуда: возможно, ему что-нибудь нужно и тогда я смогу ему помочь. Я посмотрел на рава Овадью Исакова, который молился с нами, и он сделал мне жест двумя пальцами руки, изображающий ножницы.
Что бы это значило? Стрижка? Но первую стрижку еврейским мальчикам делают в три года, а в период счёта «омера» между Песахом и Лаг ба-Омер вообще не стригутся. Возможно, имеется в виду обрезание? Этот молодой человек так уверенно накладывает талит и тфилин – непохоже, чтобы он только что узнал о заповеди обрезания. В рош-ходеш в синагоге читают Тору, к Торе вызывают четырёх человек. Я всегда стараюсь почтить гостей вызовом, и нашего гостя я вызвал первым. «Да поднимется…» – тут я сделал паузу для того, чтобы гость сказал мне своё имя. Молодой человек тихо сказал: «Самуил, а буду Шмуэль».
После молитвы я угощаю участников завтраком. И за едой рав Овадья Исаков рассказал мне его историю. «Восемь назад в городе Дербент ко мне подошел еврей, выходец из Польши, и попросил, чтобы я провёл бар мицву для его сына которому исполнилось тринадцать лет. Мы отпраздновали бар-мицву и с тех пор я о нём не слышал. А недавно ко мне подошел молодой человек и рассказал, что он был обрезан, как полагается, в возрасте восьми дней, но обрезан неевреем. То есть формально ему сделали лишь хирургическую операцию по удалению крайней плоти. А это ещё не еврейское обрезание! Это оказался тот самый, бар-мицву которого мы праздновали восемь лет назад в Дербенте. Откуда он узнал об этом? Он учится в Москве на винодела, а по вечерам участвует в работе программы СТАРС».
*
Когда я вхожу вечером в зал центральной синагоги, я всегда радуюсь, видя, как в четырёх его углах занимаются группы участников программы СТАРС. Кто-то учит Хумаш, кто-то – Талмуд, кто-то – хасидизм, кто-то – ѓалаху. Преподают молодые люди, понимающие, как нужно разговаривать с московской молодёжью XXI века. Эта программа предназначена для еврейской молодёжи, живущей обычной московской жизнью: одни учатся в университетах, другие работают, а по вечерам они приходят на занятия, чтобы получить для своей души порцию тёплого еврейства. Да ещё и стипендию платят! Программа СТАРС создана по инициативе Главного раввина России Берла Лазара, она работает не только в Москве, но и во многих других городах России, и не только в России но и в других странах с русскоязычным населением. Программа пользуется большим успехом. Занятия проводятся как для юношей, так и для девушек – раздельно, но в одно и тоже время. Эти занятия укрепляют в молодых людях связь с еврейством на разных уровнях: одни лучше осознают своё еврейство, другие начинают участвовать в еврейских мероприятиях, третьи приходят в общину и остаются в ней.
*
Для того чтобы обрезание было исполнением еврейской заповеди, его должен произвести соблюдающий и обрезанный еврей, должно быть произнесено соответствующее благословение. А если человеку просто хирургическим путём удалили крайнюю плоть, моѓель – тот, кто делает обрезания – должен сделать ему небольшой символический надрез, выпустить капельку крови с соответствующим благословением в соответствующей обстановке. Это и проделал с нашим молодым человеком рав Овадья Исаков, который к тому же и моѓель. И теперь после чтения Торы я благословил Шмуэля бен Денис, и все присутствующие запели: «Симан тов у-мазаль тов!»
Гут шабес, ходеш тов
Шия