На огромной территории на юге Москвы сто лет назад был построен небольшой автомобильный завод. «Здесь мы будем производить роскошные и мощные автомобили для высших чинов советского режима», — решили в Кремле. Предприятие начиналось с мелких партий машин, но вскоре превратилось в огромный завод грузовиков, который, по понятным причинам, назвали именем тирана Сталина: «ЗИС» — аббревиатура от «Завод имени Сталина».
После смерти диктатора, в рамках кампании по искоренению культа личности Сталина, завод сменил имя — он стал называться «ЗИЛ» в честь его первого директора Лихачёва. Прошло много лет, и в мэрии Москвы поняли, что выгоднее покупать грузовики, чем строить их в Москве, где земля такая дорогая. И решили закрыть местное производство и построить на этом месте жилой район на берегу Москвы-реки.
Когда я проезжал в этом районе несколько недель назад, был удивлён, обнаружив, что длинная набережная, опоясывающая район ЗИЛ и соседние кварталы вдоль реки, называется «Набережная Марка Шагала». О том, что великий художник Шагал был евреем из Витебска, я, конечно, знал. Впечатление от «окон Шагала» в синагоге при медицинском центре «Хадасса» я помнил по своим визитам туда. Но того, что он родился под именем Моше в хасидской семье, я не знал! Я выяснил, что он несколько раз приезжал в Кфар-Хабад, чтобы встретиться с друзьями детства. Этих друзей не удивлял ореол славы вокруг него и его богатство. Во время его последнего визита в Кфар-Хабад Шагал сказал:
«…Я никогда не испытывал такого потрясения, как сегодня с вами. Я бывал во многих еврейских центрах, у меня были большие встречи, но это — вершина… Вы, верующие евреи, — самые настоящие революционеры, вы восстаете против всей лжи и обмана, которыми окружён мир, а трапеза с вами была самой лучшей из всего, что я пробовал до сих пор».
После послетрапезного благословения, по пути к машине, он поднял глаза к небу, указал на небосвод и сказал: «Вот это — искусство!..»
Прошли десятилетия со дня смерти Шагала, и мэрия Москвы сочла правильным увековечить имя этого великого художника современности, родившегося в российском городе. А на этой неделе его душе выпало особое возвышение: отныне будут не только «окна Шагала» в Иерусалиме, но и «халы Шагала» в Москве!
Поздним вечером в понедельник я вместе с директором еврейской общины и руководителем московских Бейт-Хабадов раввином Мордехаем Вайсбергом участвовал в установке мезузы на двери квартиры нового раввина района «ЗИЛ». Главный раввин России Берл Лазар, назначил моего дорогого сына р. Шауль-Шимона директором нового Бейт-Хабада в этом квартале. Район расположен рядом с крупными торговыми центрами и множеством контор.
После небольшого фарбренгена мы отправились осмотреть просторные кварталы с крупными и красивыми строительными проектами. Помимо обычного метро недавно здесь открылась и станция водного транспорта. Современные речные корабли быстро движутся от пристани к пристани по Москве-реке, так что можно добраться до других районов Москвы и по суше, и по воде, и под землёй.
Этот Бейт-Хабад присоединяется к 34 уже действующим в российской столице. Развитие продолжается, и в будущем году, с Б-жьей помощью, планируется открытие ещё нескольких еврейских центров в других районах города, в каждом из которых проживают тысячи еврейских семей.
Я с большой благодарностью Всевышнему смотрю на моего дорогого сына раввина Шауля-Шимона с его преданной супругой и детьми, которые с радостью и верой, с самоотдачей и любовью отправляются исполнять поручение Ребе — создать ещё одну еврейскую точку в мире. А заодно и помочь душе Моше бен Йехезкель Шагала, мир его памяти.
Читайте также