Ещё летом мы с директором еврейской общины Москвы реб Мордехаем Вайсбергом начали планировать центральное ежегодное мероприятие в честь Праздника освобождения, 19 кислева. Мы осмотрели зал и составили масштабную программу, которая, с великой помощью Свыше, полностью оправдала вложенные усилия.
После того как мы получили согласие главного сефардского раввина Израиля раввина Давида Йосефа принять наше приглашение и прибыть в Москву в качестве почётного гостя, я вспомнил о кресле раввина Овадьи Йосефа, бывшего главным сефардским раввином Израиля сорок лет назад. Кресло находится здесь, в Москве. Как было бы уместно усадить в это кресло сына и преемника великого сефардского раввина!
Вскоре после ухода из мира раввина Овадьи Йосефа два бизнесмена приобрели это кресло как инвестицию, с целью последующей продажи. Немало желающих нашлось бы купить кресло, на котором сидел гаон раввин Овадья Йосеф, благословенной памяти, во время своих уроков Торы для тысяч людей. Однако оба партнёра передумали и сохранили эту драгоценность у себя.
Их согласие одолжить кресло на несколько часов далось нелегко и не сразу, но, с помощью Всевышнего, они поняли символичность идеи, и кресло было доставлено в синагогу меоц в среду утром — к молитве шахарит с участием высокого гостя. Подготовив кресло и стол рядом с местом главного раввина России Берла Лазара, я положил на стол сефардский сидур, ведь в нашей синагоге имеются сидуры для разных нусахов. Однако раввин Давид Йосеф попросил своего сына Овадью, сопровождавшего его и помогавшего ему, принести сидур «Теѓилат Ѓашем» по нусаху Ари — как принято у подавляющего большинства молящихся, чтобы быть со всеми.
В этом маленьком жесте я увидел особую человечность. И чем больше я общался с раввином Давидом Йосефом — а я старался делать это много на протяжении двух дней его пребывания здесь, — тем яснее я открывал для себя человека необычайного уровня: обаяние и благословение его незабвенного отца сопровождают его на каждом шагу, вместе с феноменальной памятью и благородными качествами, с вниманием к каждому, кто просит благословения — от взрослого до маленького ребёнка; он отвечает на любую тему, откликается и принимает каждого, кто к нему обращается.
Своё выступление на центральном мероприятии он начал с подчёркивания важности Дня освобождения, света и жизненной силы еврейства. «Это не праздник лишь одной общины — он принадлежит всему народу Израиля», — произнёс раввин Давид Йосеф с большим чувством, отметив величие святого автора «Тании» как в открытой, так и в сокровенной части Торы.
«Сегодня мы видим, как хасидизм приближает всё больше и больше евреев. Ребе основал грандиозное дело — движение шалиахов. Мой отец, гаон раввин Овадья, благословенной памяти, рассказывал, что многие обычаи Хабада были приняты евреями — выходцами из восточных общин.
Я прибыл сюда, чтобы выразить свою признательность от имени всех евреев Страны Израиля и диаспоры главному раввину России Берлу Лазару за его самоотверженную деятельность ради всех евреев России и за её пределами. Теперь в России есть ешивы, талмуд-торы, и еврейская жизнь процветает и развивается. И всё это — благодаря одному человеку, который прибыл сюда, когда ещё существовал железный занавес, и в первые годы перенёс нужду и страдания. А сегодня мы видим, как исполнился в нём стих: “Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным”.
Мы видим, как здесь расцветает еврейство, и я приехал сюда специально, чтобы почтить деятельность главного раввина России Берла Лазара. Я благословляю его и всех, кто помогает ему — раввинов, общественных деятелей, поддерживающих Тору, — чтобы они продолжали подниматься всё выше и выше, согласно стремлению Ребе».
Гость, прибывший в Россию после визита в Мексику, почти ни минуты не отдыхал: он посетил многочисленные еврейские учреждения Москвы, ешивы и синагоги, делился множеством историй, проводил уроки и принимал экзамены у студентов ешивы. Да будет воля Всевышнего продлить его дни на его служении, чтобы он удостоился приумножать Тору и возвеличивать её.
Читайте также












