Миссия, которую мне поручили выполнить в Сибири, заняла три напряженных дня. Четыре часа полета в четверг на прошлой неделе, и я приземлился в Омске. В субботу вечером поездка ночным поездом в Новосибирск, а оттуда через день снова полет обратно в Москву. В канун Шабата шалиах раввин Нафтали Вильгельм предлагает мне присоединиться к нему: он идет к одному из членов общины, которому трудно ходить в синагогу из-за преклонного возраста. Его дом недалеко от замерзшего Иртыша. Сейчас по реке можно ходить вдоль и поперек; рыбаки бурят лед для подледного лова.
«Мой предок был кантонистом», — вспоминает старый еврей, когда раввин Вильгельм помогает ему снять тфилин. Кантонисты после окончания царской военной службы построили синагоги, некоторые из которых сохранились до наших дней: в Ростове, в Томске и в Омске. Если бы не было так мало времени до Шабата, наш увлекательный разговор об истории Омска и вообще Сибири мог бы продолжаться еще долго.
Раввин Нафтали Вильгельм и его жена приехали в Омск всего несколько месяцев назад. Дело в том, что раввин Ашер Кричевский, вместе со своей супругой основавший там еврейскую общину, вложил в нее много сил и добился ее процветания, но ему не удалось добиться продления разрешения на пребывание в России, даже после многочисленных усилий всех заинтересованных сторон. И раввин Кричевский вынужден был уехать, и несколько лет Омск оставался без постоянного раввина.
Что могло заставить молодую супружескую пару отправиться в шлихут в далекий сибирский город, где нужно собирать осколки общины и восстанавливать ее? Шалиахи Ребе в России получили особое благословение, и сеющий со слезами пожнет с радостью. Они самоотверженно борются за еврейское образование, за уроки Торы, за миквы, за распространение иудаизма. Они не рассчитывают на комфорт и уважение, на заработок и хорошую погоду, они приходят ради великой миссии.
В Шабат во время молитв, за трапезами в синагоге и у них дома я ощущал хасидское тепло, растопившее зимний холод. Гости из общины смотрят с особым вниманием на каждое действие молодой пары, понимая, что это правильный путь. Им самим не довелось так вырасти, но лучше поздно, чем никогда. Теперь, когда раввин Нафтали, зять Главного раввина Израиля р. Берла Лазара, поселился в Омске, их еврейское будущее гарантировано.
Читайте также