Получилось так, что я стал «письмоносцем», передающим послания туда и обратно. Переписка началась после того, как Главный раввин России Берл Лазар поручил мне в Пурим отправить «мишлоах манот» всем адморам, главам ешив и выдающимся раввинам, которые участвовали в праздничной трапезе «семи благословений» в Иерусалиме по случаю свадьбы его дочери. Каждый получил «мишлоах манот» с письмом и книгой «Шалах лахмеха», написанной раввином Лазаром, — в знак признательности и благодарности за участие в празднике.
Один из этих раввинов — иерусалимец р. Хаим Либерман, который много лет назад открыл для себя великий свет Ребе, стал глубоко изучать хасидизм и учение Ребе и делиться своими знаниями с учениками. Он также получил книгу р. Лазара и, после глубокого изучения, изложил свои замечания и комментарии, написав их мелким почерком. После Песаха р. Либерман передал свои замечания сыну Эли, чтобы тот переправил их раввину Лазару. Раввин написал глубокий ответ, и я передал его р. Либерману. На этой неделе раввин Либерман прислал ответ:
«…Шалом и благословение с глубокой любовью и верностью. Настоящим шлю вам сердечный привет и желаю, чтобы вы удостоились увеличения и возвышения Торы и хасидизма в винограднике Дома Израиля — народа Всевышнего, Его близких — на Святой земле и в диаспоре, во славу, похвалу и красоту, в телесном и духовном здравии, и чтобы удостоились видеть великую святость и радость от всех ваших детей, учеников и последователей — с глубокой радостью и Б-жьим ликованием, с мощью и силой на долгие и добрые годы. Амен, да будет так.
Моё сердце наполнилось радостью, когда я получил ваш ответ. У меня и мысли не было утруждать вас ответом на моё письмо и отвлекать ваше доброе сердце от множества забот и святой работы, лежащей на ваших плечах. Прошу прощения за беспокойство и за то драгоценное время, которое вы отвлекли от своих дел и посвятили мне.
Однако не могу скрыть великую радость и наслаждение, которую я испытал, прочитав ваши слова, такие ценные, точные, исполненные мудрости и глубины. И с того момента моя любовь к вам только усилилась, «подобно тому, как вода отражает лицо», как сказано в Тании, глава 46…»
Далее в письме р. Либермана следует обсуждение: глубокие объяснения по каббале и хасидизму, как продолжение к сказанному в книге в и письме-ответе рава Лазара. Всё написано от руки. Ниже — завершение письма, которое я переписал полностью:
«…Завершаю письмо благословением в духе начала: Да удостоитесь вы возвеличивать и возвышать Тору, увеличивать усилия в распространении Торы и её величия, приближать души Израиля к их Небесному Отцу. Да удостоитесь вы нахеса от всех ваших детей и учеников. Да продлит Всевышний ваши дни, чтобы продолжать раскрывать Б-жественное присутствие в мире, освящать Имя Всевышнего через умножение света душ святого Израиля, уподобленных свечам, как сказано: „Свеча Господня — душа человека“, по объяснению Алтер Ребе в Тании, глава 19, и как сказано в первом маамаре его же книги “Ликутей Тора“ на главу „Беѓаалотха“: свечи — это души, как сказано „Свеча Господня — душа человека“, а весь народ Израиля называется менорой. И в других маамарах на главу „Беѓаалотха“ объясняется идея свечей как намёк на души Израиля. Да удостоитесь вы увидеть добрые плоды своего труда, благодаря силе пославшего вас — нашего великого Ребе, благословенной памяти.
С благословением от всей души, с глубокой любовью и искренним уважением,
Хаим Либерман
из святого города Иерусалима, да будет он отстроен и восстановлен».
Письма р. Хаима Либермана я получил через его сына, р. Тувию Либермана, который сфотографировал письма своего отца (тот пишет от руки) и прислал мне по электронной почте. В ходе переписки выяснилось, что он – редактор газеты «Ѓа-эда», представляющей иерусалимскую общину «Эда харедит» (всем известен знак их строгого кашрута). Р. Тувия прислал мне несколько выпусков газеты, в которых помещены новости общины, сообщения отдела кашрута, отчёты о протестах против раскопок могил в Земле Израиля и другое.
В одном из выпусков газеты я прочёл поразительную историю. Один еврей, утративший жену и шестерых детей в Холокосте, после войны репатриировался в Страну Израиля и поселился в Беэр-Шеве. Он так и не создал новую семью, и позже пожертвовал свой дом местной ешиве. После его смерти его племянник взял на себя обязательство вспоминать его каждый раз при чтении молитвы «Изкор». Он делал так много лет, однако в последний Песах, около двух месяцев назад, он был вынужден срочно ехать в больницу сопровождать своего зятя. Перед «Изкор» он понял, что забыл листок с именем дяди и именем его отца, и очень огорчился, что не сможет, как обычно, помянуть его.
Месяц назад этот племянник поехал в США, чтобы собирать деньги на лечение своего зятя и на помощь его семье. Там он встретил человека, который как раз искал информацию об одиноком еврее, скончавшемся много лет назад в Беэр-Шеве, по имени так-то и так-то – о его дяде. Гость из Израиля удивился: почему вам нужна эта информация? И американский еврей рассказал:
– Мой тесть ребёнком жил в Беэр-Шеве. Он и его друзья знали этого пережившего Холокост человека — он казался им странным, изломанным судьбой, и, как это бывает у детей, они иногда насмехались над его поведением.
В последнюю ночь Песаха ему приснился сон. Во сне к нему явился человек из Беэр-Шевы и сказал, что до сих пор не простил его за былые насмешки. И если он хочет это исправить — пусть назовёт его имя в молитве “Изкор” на следующий день. Во сне он также назвал своё имя и имя своего отца. Мой тесть запомнил имена. Утром он, конечно, раскаялся в своем детском поведении и помянул человека из Беэр-Шевы в синагоге.
*
Р. Тувия Либерман закончил свой рассказ так:
«Эту историю на прошлой неделе прочёл один мой знакомый и решил на следующий же день отправиться на кладбище к могиле своего дяди — брата своей матери, умершего бездетным. И когда он встал у надгробия и прочёл дату, он потрясённо осознал: это именно день йорцайта покойного!»
А мы в Центре социального обеспечения «Шаарей Цедек» провели на этой неделе важный проект: уборка могил одиноких и забытых евреев. Так мы делаем каждый год. Наши волонтёры, в основном пожилые мужчины и женщины, получили мешки для мусора, ножницы, перчатки, щётки, и в течение нескольких часов они приводили в порядок могилы на двух еврейских кладбищах Москвы — с верой и молитвой, что покойные заступятся за нас, и мы удостоимся вечного спасения.
В книге «Маавар Йабок» говорится:
«Мёртвым доставляет удовольствие, когда их дети и любимые приходят к их могилам и молятся за их души — это приносит им благо в том мире… А в праздники принято устраивать поминовение душ и давать пожертвования».
Любое действие, даже самое малое, сделанное во благо души, находящейся в лучшем мире, высоко ценится в Небесах, и души жаждут этого.
Читайте также