Семь лет назад, в честь 70-летия Гриши, мы от имени руководства синагоги МЕОЦ организовали фарбренген. После выступления раввина мы вручили растроганному имениннику почётный комплект для Седера. Впервые в жизни у него появился личный матерчатый чехол для мацы, на котором было вышито его имя и слова признательности. Шесть лет подряд этот комплект служил ему каждый Песах в нашем доме, а в этом году он стоял одиноко… но пробуждал его рассказы и воспоминания.
Гриша родился в 5708 (1948) году в городке Рыбница в Молдове. Сохранение еврейского духа в те годы у многих стало возможным благодаря светлой личности Рыбницкого ребе. В Рыбнице тогда проживало около 21 тысячи евреев, примерно 70% населения города – городок в годы войны оказался в так называемой Транснистрии, в зоне румынской оккупации, и поэтому избежал массового истребления евреев.
Ребе ежедневно окунался в Днестр, и совершал много погружений. Ребе шёл окунаться даже в мороз, когда Днестр был покрыт льдом. Он выходил из воды совершенно замёрзшим и посиневшим, но его это не заботило. Если по пути домой он встречал что-то недостойное, он возвращался и повторял те же погружения снова. Мать Гриши рассказывала ему, что ребе получил от румынских властей специальное разрешение выходить за пределы еврейского гетто для окунаний.
Эта самоотверженность в исполнении заповедей даже в тяжёлых условиях оставила в юном Грише глубокий след, и, без сомнения, именно она спустя годы помогла ему вернуться к своим истокам и стать главной опорой Центральной синагоги.
После войны соблюдение еврейской традиции под коммунистической властью стало очень сложным, однако Рыбницкий ребе не обращал на это внимания и продолжал служить Творцу. Гриша в молодости помогал своему деду, который был служителем при ребе. О чудесах, связанных с ребе, много рассказывали. Однажды группа местных подростков, стоявших у реки, стала бросать камни в ребе, когда он окунался. Выйдя из воды, ребе посмотрел на самого активного камнеметателя — и руки того сковало параличом! Весь город был потрясён этим случаем.
Другой потрясающий рассказ, который Гриша пересказывал мне не раз, был о том, как однажды ребе попросил отвезти его в отдалённый посёлок, чтобы провести там обрезание для еврейского ребёнка. Известно, что ребе был готов рисковать всем ради заповеди обрезания и ехать куда угодно, чтобы ввести еврейских детей в завет Авраѓама.
«Когда они проехали половину пути, водитель взглянул на указатель уровня топлива и заметил, что бензин почти закончился. Он сказал ребе, что нужно остановиться в ближайшем посёлке и заправиться, иначе они не смогут продолжить путь. Но ребе, спешивший исполнить заповедь, ответил водителю: “Нет, не останавливайся!” Водитель подчинился. Проехали ещё немного — водитель снова видит, что бензин почти закончился. Но ребе опять сказал: “Езжай, не надо заправляться!”. Так они и ехали, пока не добрались до того посёлка — безо всякой заправки.
Когда они приехали, ребе велел водителю не ждать его, а сразу возвращаться в Рыбницу и добавил, что и на обратном пути ему не нужно заправляться. Водитель благополучно доехал и пошел рассказать супруге ребе об этом чуде. А она попросила его говорить тише — потому что ребе как раз отдыхает у себя в комнате».
Его воспоминания не сотрутся из нашей памяти, а имя и образ Цви Ѓирша бен Исраэль, нашего дорогого Гриши, навсегда останется запечатлённым в сердцах всех посетителей Центральной синагоги.
Читайте также