Через 3528 лет после того, как наш отец Яаков сказал своим сыновьям перед тем, как проститься с ними: «Я отхожу к своему народу, похороните меня с моими отцами в пещере», как мы прочитаем завтра в недельной главе, я воспользовался случаем и поехал с семьёй в город Хеврон. Мы поехали помолиться на могиле праотца Яакова, последнего похороненного в пещере Махпела, которую купил его дед Авраам. Как хорошо ехать по холмам Хевронского нагорья и думать, что здесь ходили наши святые предки. Здесь наша правда, здесь наша история и только благодаря ей мы возвращаемся на нашу святую землю, землю предков, Землю Израиля.
Пока существовал Храм, когены начинали святое служение только после подтверждения того, что утро настало. Один из когенов поднимался на высокое место и, увидев восход солнца, провозглашал «Сияет весь восток вплоть до Хеврона». Комментаторы Талмуда спрашивают, зачем добавляли «вплоть до Хеврона», если уже сказали «весь восток»? И объясняют: чтобы пробудить память о заслугах покоящихся в Хевроне.
Когда я молился Минху во внутреннем дворе комплекса Махпела, я думал: а почему трижды в день в начале молитвы «амида» мы говорим «Б-г наш и Б-г отцов наших», а затем снова: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова»? И такая мысль пришла мне: Когда существовал Храм, достаточно было упомянуть название города Хеврон, и благодать нисходила свыше на весь мир. Но теперь, в изгнании, когда вместо жертвоприношений – молитва, следует перечислить имена святых праотцев, и таким образом можно пробудить их заслуги для всего мира.
Читайте также