Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Фото недели: «И освятите пятидесятый год»

10 октября 2025 / Главная / Важное / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Еврейские праздники / Суккот / Истории
search
sukka-5786

Как и каждый вечер после праздничной трапезы, главный раввин России Берл Лазар сам организует праздничные танцы на улице. Он выходит во главе участников трапезы, ведя всех на соседнюю улицу, чтобы танцевать и радоваться с намерением продолжить влияние заповеди сукки и радости праздника за пределы сукки. «Когда распространятся источники твои наружу!» Какое это чудесное зрелище — видеть множество людей, соединённых в огромный круг, поющих «Эх ты, земляк» в полночь, под открытым небом. А затем начинается фарбренген.

Во второй вечер праздника Суккот в нашу сукку пришёл особый гость из Иерусалима — раввин Биньямин Зильберштром. Праздничную трапезу он проводил у своей дочери и зятя — хасидского наставника раввина Мордехая-Элазара Гроссмана, к которым он приехал на первую часть праздника перед поездкой на Симхат Тора к Ребе.

Две недели назад раввин Зильберштром был в гостях у своего сына, раввина Симхи, руководителя образовательных учреждений и духовного лидера одного из районов города Цфат. Там одного из присутствующих попросили сказать «лехаим». Его звали Шай Сегаль, и он поделился поразительной историей, случившейся с ним. Этот еврей был религиозным, но не хасидом. Он брился, однако в те дни, когда запрещена стрижка и бритьё – например, в дни омера или в «три недели», – бритву не брал.

После одного из таких периодов жена намекнула ему, что пора, как обычно, сбрить бороду. Но он уже что-то решил и зашёл в центральную синагогу Хабада в Цфате, написал письмо Ребе и положил его в один из томов «Игрот кодеш». И был поражён: ответ Ребе был о важности ношения бороды! Он повторил свой «запрос» ещё дважды, и в трёх разных томах, в ответах трём разным людям, все три письма говорили об одном: о ценности и благословении для того, кто отращивает бороду.
Разумеется, после такого жена согласилась с его решением — пусть даже в его окружении не было принято носить бороду.

А теперь — рассказ самого Шая Сегаля:

«Через некоторое время хасиды начали уговаривать меня поехать к Ребе. Я решился — и полетел. Прибыл на святой день 10 Швата. Первым делом поехал в Краун-Хайтс, чтобы помолиться утреннюю молитву в 770. Впервые в жизни вхожу в огромный зал, полный людей. Ищу, куда положить тфилин и талит, но всё занято, каждый уголок.

Я почувствовал разочарование. Думаю: “Кому я тут нужен? Зачем приехал?” Проходя мимо скамейки слева от бимы в центре зала, вижу: пожилой хасид вдруг поднимается и машет мне — мол, садись на моё место. Я прошёл, сел — и оцепенел: на спинке стула наклейка с надписью ‘Шай Сегаль’! Я сказал тому хасиду: “Но ведь это моё имя!” А он ответил: “Значит, Ребе позвал тебя. Ребе хочет тебя.” С тех пор я здесь. Хасид Ребе».

Позже выяснилось, что раньше в 770 действительно учился студент по имени Шай Сегаль, знакомый раввину Зильберштрому. Чтобы сохранить за собой место, он наклеил на спинку стула наклейку с именем. В 770 такие наклейки могут оставаться годами. И вот, по воле Провидения, спустя годы мимо проходил другой Шай Сегаль — именно тогда, когда ему был нужен знак Свыше, что Ребе зовёт его.

 


 

Атмосфера в сукке — с первых минут праздника — всегда особенная, и погода играет в этом немалую роль. В этом году нам выпала приятная погода, и я подумал об удивительном письме, написанном одним энергичным юношей пятьдесят лет назад.

«Сегодня для меня особенный день», — начал раввин Биньямин Зильберштром после нигуна и «лехаим». И он рассказал историю своей жизни — случившуюся ровно пятьдесят лет назад, в этот самый день.

«Во время праздника Суккот Ребе просил хасидов выходить и радовать евреев на праздновании Симхат бейт ѓа-шоэва. Несколько лет подряд я имел честь организовывать эту кампанию: в полдень в холь ѓа-моэд к зданию 770 подъезжали автобусы, чтобы развезти хасидов по районам Нью-Йорка, где жили евреи, — навещать синагоги, петь, танцевать и радовать людей.

В Суккот 5736 года (1975) возникла проблема: с вечера праздника и все дни лил проливной дождь, почти не прекращаясь. Я вспомнил слова Мишны в трактате Сукка, где говорится, что это похоже на раба, который подал своему господину чашу, а тот выплеснул её ему в лицо — то есть знак, что служение не принято. Было тяжело на сердце: как же теперь радовать евреев?

Не знаю, откуда взялся у меня такой смелый порыв, но я сел и написал Ребе: “Мы готовим группы, чтобы поехать по всему городу радовать евреев, но дождь не прекращается. А ведь по словам мудрецов, это знак, противоположный радости Израиля. Как мы можем радовать евреев в такой ситуации?”

Честно говоря, я не ожидал, что Ребе ответит. В глубине души, может быть, надеялся, что он благословит, чтобы дождь прекратился, — как бывало в других случаях, например на парадах Лаг ба-Омер. Но произошло иное.

В тот день около часа дня я уже был в автобусе, проверяя последние приготовления. Дождь – не дождь, а ехать надо! Вдруг кто-то хлопает меня по плечу: “Биньямин, тебя вызывают из канцелярии Ребе.” “Через минуту, дай закончить организацию,” — ответил я. Через несколько минут пришли снова — уже настойчиво: “Иди немедленно!” Я понял, что дело срочное, и поспешил.

Секретарь, раввин Биньямин Кляйн, сказал: “Ты написал письмо — вот ответ. Садись, перепиши.” Ребе написал ответ своей рукой на том самом листке, который я передал в канцелярию. Но оригиналы писем Ребе никому не выдавали, поэтому мне велели переписать текст. Я ожидал пару строк — а там больше десяти!

Ребе писал: “Вы идёте сейчас по районам города, и люди, вместо того чтобы сидеть в сукке, будут сидеть в домах и синагогах. Объясните им, что в этом нет недостатка! Ведь цель собрания — говорить слова Торы, рассказывать о величии Всевышнего, о Его делах и заповедях. А раз по закону Торы сейчас можно сидеть вне сукки, значит, с Неба хотят, чтобы фарбренген прошёл удобнее, с большей сосредоточенностью и ясностью, чтобы слова проникли в сердца глубже.”

Ответ Ребе повесили на двери синагоги. Кто-то, прочитав его, воскликнул: “Послушай, это же прямо Баал Шем Тов! Это прямо-таки рабби Леви-Ицхак из Бердичева! Великие защитники Израиля, которые всегда говорили: ‘И народ Твой — все праведники’, они желанны, и их служение принято!” И Ребе наряду с ними — защитник Израиля».

И, как многие вокруг, я поднял глаза к схаху — крыше большой, высокой сукки, и подумал: а может быть, именно заслуги того письма, которое раввин Зильберштром получил ровно пятьдесят лет назад, привели к тому, что в этом году мы удостоились такой чудесной погоды и сидим здесь, как братья, наслаждаясь присутствием Всевышнего — и духовно, и материально.

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также

Медиа

Недельная глава Ницавим - Один за всех

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11