Дата: на этой неделе
Место: дома в гостиной
В иврите есть много выражений, применяющихся в будничной сфере, но происходящих из сферы святости. Например: «он его хранит как этрог». Действительно, этроги перед праздником Суккот и во время его хранят тщательно, чтобы ни царапинки на них не было. А о бесполезном говорят: «как этрог после Суккот». Действительно, время заповеди этрога прошло, зачем же он теперь нужен?
В Хабаде принято пользоваться в Суккот этрогами из Калабрии, что на юге Италии. Почему? Дело в том, что в ѓалахе есть сомнения, может ли использоваться для заповеди плод с дерева, прошедшего селекционный привой – когда веточку одного дерева вставляют в ствол другого, она там приживается, и плод с этой ветки несёт вкус исходного дерева и крепость дерева, на которое был привит. Привой уже многие столетия применяется садоводами всего мира. В отношении привоя этрога, хотя бы и на дерево близкого сорта, есть нерешённый ѓалахический спор: одни равы разрешают, другие не рекомендуют. В Хабаде принято избегать подобных сомнений. А в итальянской Калабрии давно известно, что в лесах растут «дикие» этроговые деревья. Они-то точно не прошли привой, и из их плодов вырастили плантации «чистых» калабрийских этрогов. Ребе писал, что традиция пользоваться калабрийскими этрогами известна ещё со времён Алтер ребе, а может, и дальше.
Калабрийские плантации не очень велики, а евреев в мире многие миллионы, и всем нужны этроги, причём кашерные и красивые. А ведь далеко не все этроги, выросшие на дереве, отвечают требованиям заповеди, и далеко не все из этих одинаково красивы. Поэтому калабрийский этрог – дефицит. И мы здесь, в Москве, можем получать его – благодаря усилиям р.Моше Лазара, одного из шалиахов Ребе в Италии. Он с годами стал таким специалистам по этрогам, что получил даже почётный диплом от «Международной академии разведения этроговых деревьев» в Италии.
Летом р.Моше Лазар каждое утро выезжает на сбор этрогов. Он собирает их правильным, известным в традиции способом. И часть того, что собрал, он высылает сыну. Раву Берлу Лазару, Главному раввину России, для шалиахов Ребе в России.
Я получил право приобретать этрог из этой подборки для моего отца, а также для двоюродного брата отца – р.Хаима Шалома Дайча, одного из значительных равов Хабада в Иерусалиме, отца шалиахов Ребе в Самаре и Перми. Приобретение этрогов занимает несколько часов и требует большого внимания. Я просматриваю много этрогов и выбираю из них десяток. Их я фотографирую в должном свете со всех сторон и посылаю фотографии отцу и р.Хаиму Шалому Дайчу. Они выбирают себе; потом я отбираю этрог для себя и для моих сыновей. А затем начинаются заботы – как послать этроги в Израиль, и это совсем не просто. Однако радость отца и дяди, радость заповеди, радость того, что они сумели получить красивый кашерный калабрийский этрог из самой Италии, стоит любых трудов. И я благодарю Всевышнего за исполнение этой заповеди, и выражаю благодарность отцу и сыну Лазарам, сделавшим это возможным.
Вот прошёл праздник Суккот, я выполнил заповедь сам и дал выполнить её другим евреям с помощью моего набора «четырёх растений». «Четыре вида растений» в Суккот – «принадлежности заповеди», а не «принадлежности святости», как говорит ѓалаха. Это означает, что когда они уже не используются для заповеди, в них самих святости нет. Не нужно относить их в генизу, как испорченные тфилин, мезузы, молитвенники или Хумаши. Можно выкинуть их – уважительным образом. Завернуть во что-либо и выбросить. Некоторые хранят ѓадас, лулав и араву, чтобы сжечь их для нужд какой-либо заповеди, например, для выпечки мацы или для сожжения хамеца перед Песахом. Этрог можно просто съесть, можно сделать из него варенье, можно сделать настойку…
А я своим этрогом буду пользоваться весь год. Я купил баночку гвоздики, взял тонкую отвёртку, проделываю в этроге небольшие отверстия и вставляю в них сушёную гвоздику. Работа, требующая терпения. Когда я сделаю это, я уложу этрог обратно в его серебряный футляр, и мы будем нюхать эту гвоздику на исходе субботы, во время ѓавдалы. Из этрога моего сына жена сварит варенье, и мы съедим его в Новый год деревьев, в Ту би-шват.
Во время Ѓошана раба бьют по полу ветвями ивы. От них отлетают листья. Это древний каббалистический обычай. Рабби Хаим Фаладжи пишет, что если сохранить эти листья, они хранят от опасностей дороги. «И даже если нет у человека при себе этих листьев, но он помнит, где именно они находятся в его доме – это хранит его в дороге». А в «Кетер шем тов» говорится, что если этот лист находится в кошельке, торговля будет удачной. Листья от ивовых веток рава Лазара я собрал и упаковал в ламинацию, чтобы раздать людям.
Вот так мы продолжаем использовать вещи, с помощью которых выполняли заповеди – чтобы Всевышний послал нам благополучие на весь год, и чтобы наши домочадцы ценили заповеди и выполняли их с радостью!
Гут шабес, ходеш тов у-меворах, здоровой и радостной осени.
Шия
-
Глава торы Хаей Сара
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 18 дней
до 10 Кислева -
22 Хешвана
578523 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ