Время: пост Эстер, полночь, канун Пурима 5781 г.
Место: фонд «Керен Хая-Мушка» в Центре социального обеспечения «Шаарей Цедек»
Тридцать лет назад, в Пурим, в доме моих родителей в районе Рамот, Иерусалим. Я ещё не женат. Дверь в квартиру почти не закрывается: нам приносят «мишлохей манот», мы с братьями и сёстрами разносим наши «мишлохей манот», люди просят цдаку: «дары беднякам» – одна из важнейших заповедей Пурима. В тот год «Шушан Пурим», празднуемый в Иерусалиме, выпал на пятницу, поэтому стараются сделать всё побыстрее, чтобы успеть подготовиться к шабату как положено.
Ещё один стук в дверь. На пороге – один из соседей. У него в руках плетёная корзиночка, а в ней – не «мишлоах манот», а горка банкнот в один доллар. «Это доллары, которые Ребе послал всем жителям нашего квартала «Шамир» в честь Пурима», – говорит он с заметным русским акцентом. Русский акцент не удивителен: Ребе велел основать здесь квартал для евреев России, когда ещё никто не предвидел падение «железного занавеса». Квартал называется «Шомрей мицвот йоцэй Русия», сокращённо «Шамир» – «Соблюдающие евреи из России». Мы не из России, но мой отец тогда преподавал в колеле для «русских» евреев, поэтому мы тоже купили квартиру в этом квартале.
Я с волнением беру банкноту и показываю родителям. Этот доллар Ребе хранится у меня до сих пор.
Сейчас я достал этот доллар, а возле него лежит другая банкнота, которую тоже дал Ребе тридцать лет назад. Это банкнота в двадцать долларов. Ребе редко раздавал такие. Около года назад мне представилась возможность купить эту банкноту, и я приобрёл её не для себя, а для благотворительного фонда «Керен Хая-Мушка», возглавляемого Главным раввином России р.Берлом Лазаром.
Каждый год мы проводим трапезу «мелаве малка» этого фонда. На трапезе мы благодарим спонсоров, помогавших ему в прошедшем году, отчитываемся о работе фонда, о помощи нуждающимся, и собираем пожертвования присутствующих, чтобы можно было увеличить объём нашей работы. А чтобы заинтересовать участников, мы каждый год проводим розыгрыш какой-либо редкой вещи. Первая такая трапеза была скромной и проходила в доме р.Леви-Ицхака Мондшайна, жившего тогда в Москве; сейчас он раввин Смоленской области с селом Любавичи. В тот вечер я собрал 1800 долларов, и фонд сразу начал работать – из моей квартиры. С каждым годом масштабы работы фонда росли.
Мы читаем в Торе о том, как евреи давали пожертвования на Мишкан. Одним из видов пожертвований было «полшекеля». Из собранных таким образом сумм покупали принадлежности для постоянной работы Мишкана. В наше время мы жертвуем на благотворительность «память о половине шекеля» во время молитвы Минха в пост Эстер. Но это лишь напоминание о нашей постоянной и ежедневной обязанности помогать другим, поддерживать нуждающихся.
Двадцать лет назад состоялась первая наша «мелаве малка». Во время этой, двадцатой, трапезы и будет разыграна банкнота в двадцать долларов, которую Ребе дал на благотворительность. Он передал его в благотворительный фонд Хабада в Филадельфии. Вместе с банкнотой Ребе послал благословение. И благословения Ребе сопровождали всех, кто помогал нам в течение двадцати лет, и всех, кто помогает сейчас и будет помогать.
А фрейлахн пурим, гут шабес
Шия