Полтора десятилетия я жил с предыдущим автомобилем, привезенным из Европы, и вот приобрел новый, китайский, почти по той же цене, за которую продал старый. Китайский – потому что это то, что можно купить сегодня в России. С чего начинают пользование новым автомобилем? С того, что заносят в салон книгу Хитат и копилку для цдаки «Колель Хабад». Я опустил в неё деньги на цдаку, потом сел и настроил зеркала заднего вида.
Зеркала настроены, и тогда я вспомнил вопрос инструктора по вождению, когда он учил меня водить машину по улицам Иерусалима: «Вот ты едешь и вдруг замечаешь в зеркале, что на восемнадцатом этаже ребенок может выпасть из окна. Что ты будешь делать?» Я колебался, что ответить: остановить машину посреди дороги и побежать на помощь? (Мобильных телефонов в те годы еще почти не было) Или я в любом случае ничего не могу сделать и должен продолжать движение? Инструктор ответил сам: «Если ты видишь такое в зеркало заднего вида, значит, оно стоит криво! Ты должен немедленно остановиться у обочины и поправить зеркало, потому что с таким зеркалом ездить нельзя!»
В нашей недельной главе Балак говорится о пророке Бильаме. Говорит мидраш: «”И не было более пророка в Израиле как Моше” – в Израиле не было, но среди народов мира был, чтобы у народов мира не было повода сказать: “Если бы у нас был пророк как Моше, мы бы служили Всевышнему”. И какой пророк был у них как Моше? Это Бильам, сын Беора». Когда Бильам понял, что из его уст выйдет только благословение Израилю, он подчиняется, и с этого момента слова его речи предваряются заголовком, отражающим то, что они исходят из его уст и по его инициативе: «Слово Бильама, сына Беора, слово мужа с закрытым глазом».
Почему Бильам добровольно рассказывает, что его глаз закрыт? И почему эта информация настолько важна, что вошла в текст Торы, существующий на века? На этой неделе я прочитал в сборнике «Баал Шем Тов о Торе», что внешние чувства человека должны очиститься, чтобы внутренние чувства могли стать подходящими сосудами для святости. Злодей Бильам осквернил свои внешние чувства и не был достоин пророчества. Бильам должен был быть «отключен» от внешней реальности, питавшей его чувства, и такое отключение – слепота – открыло для Бильама возможность самостоятельного пророчества. Слепота Бильама – это его достоинство, она позволяет ему «не следовать за своими глазами» и даровать чудесные благословения народу Израиля – вопреки той цели, для которой его пригласил царь Балак.
Пять чудесных чувств, которые дал нам Творец в Своей великой милости, и они, и все дополнительные способности, которые мы получили от Него, должны служить добрым и возвышенным целям. А зрение должно видеть в других людях только хорошее. Это путь, который ускорит истинное и полное Избавление, да будет оно вскоре, в наши дни.
Читайте также