Дата: вторник, 10 нисана 5781 г.
Место: три разных места
В конце дня я вспомнил, что в течение вторника был в трёх важных местах, и фотографии этих трёх мест я включил в свой фотомонтаж.
Утром я поехал в синагогу на Большой Бронной, чтобы отпраздновать там бар-мицву моего друга Йеѓуды Сегева Фридмана. Я подошёл к счастливому деду празднующего мальчика, раву Ицхаку Когану и увидел что глаза его смотрят как будто в далекое прошлое… «Мою собственную бар-мицву я толком и не отпраздновал, – рассказывает он. – В советское время это было опасно. Незадолго до моего тринадцатилетия в нашей ленинградской синагоге вызвали к Торе одного мальчика, достигшего возраста заповедей. А это считалось религиозной пропагандой среди детей и было строго запрещено! Вскоре после этого фотография со статьёй о «религиозном дурмане» была опубликована в «Правде». Поэтому нам пришлось ехать в дальнюю общину где меня вызвали к Торе в компании десяти евреев – хороших евреев, но я их совсем не знал, так что праздника не получилось. Сравни с тем, что есть сегодня! Прошло несколько десятков лет – и в центре Москвы мы радостно и свободно празднуем бар-мицву моего внука».
После этого я поехал на другой конец Москвы. В это время мои израильские родственники голосовали на выборах в кнесет – ведь ѓалаха велит членам еврейской общины выбирать в руководство общины тех, кто будет заботиться о жизни в духе Торы и справедливости, а государство Израиль – это очень большая еврейская община. Я тоже выбирал, но не депутатов, а игрушки. Зачем мне нужно было закупать игрушки оптом? Каждую субботу в нашей синагоге проводится детская программа. Мальчики и девочки отвечают «амен» на благословения во время молитвы, произносят двадцатый псалом и псалом в честь года жизни Ребе, говорят те «двенадцать фраз» которым Ребе постановил учить еврейских детей, поскольку в них содержатся глубокие еврейские истины. Я прихожу, делаю детям кидуш и раздаю им кошерные сладости. В начале деятельности программы доставать кошерные сладости в таком количестве в Москве было тяжело, но сейчас есть много вкусных вещей с кашрутом Главного раввината России. Да и из Израиля можно легко заказать кошерные продукты и купить их в еврейских магазинах Москвы. За одним исключением: достаточно тяжело в Москве достать разнообразные кошерные сладости с кашрутом на Песах. Каждый год в течение Песаха мне было обидно, что в эти дни мне почти нечего раздать детям. Однажды, будучи в Израиле, я встретился с йеменским евреем, живущим в городе Рош ѓа-Аин. Он рассказал мне, что у них в городе тоже есть детская субботняя программа, и перед Песахом он раздает детям, принимавшим активное участие в программе, игры и игрушки. Хорошая идея, – обрадовался я. Песах – это прекрасное время для того, чтобы подвести итоги деятельности программы, и чтобы дети получили что-нибудь существенное, например хорошую игру. Перед каждым праздником Песах я старался просить своих друзей и знакомых привезти из Израиля новые игры для детей. Каждый раз это была, как говорится, «головная боль»: кто выберет нужные игры, кто согласится привезти их с собой в самолёте, как забрать их у этого человека. А в этом году вообще практически никто из Израиля в Россию не приезжал. Нет выхода, нужно доставать игры в Москве. И всё, что ни делает Всевышний – к лучшему! Я нашёл большую фирму, торгующую играми оптом, и поехал туда. А там у меня была ещё одна непростая задача. Игры и игрушки, которые мы раздаём детям, должны быть без изображений, связанных с нееврейскими культами и обычаями, и на них по указанию нашего Ребе не должно быть изображений некошерных животных, поскольку маленькие дети должны видеть перед собой те изображения, которые связываются с Торой и чистотой. А менеджер той фирмы был из Индии, и втолковать ему наши еврейские обычаи было непросто! Но в конце концов мы сумели с ним договориться, и я закупил кучу детских игр и игрушек.
Отсюда я поехал в центр Москвы, в «Аптекарский огород», как называется старый Московский Ботанический сад, существующий уже триста лет. Сотрудники Ботанического сада, с которыми я договорился о встрече, знали, что именно я ищу. Мы встречаемся не первый год. Я ищу цветущие плодовые деревья. В месяце нисан существует обычай при виде цветущих плодовых деревьев благословлять Всевышнего за то, что в Его мире есть всё нужное людям, в том числе прекрасные деревья дающие вкусные плоды для удовольствия людей. По еврейскому календарю сейчас нисан. А по гражданскому календарю – март. В Москве март – это совсем не время для цветения деревьев, но сотрудники Ботанического сада нашли в одной из теплиц, где поддерживается постоянная температура, несколько цветущих плодовых деревьев. И мы договорились что в один из дней после Песаха туда соберутся московские еврейские дети и главный раввин России произнесет это благословение. А для детей будет организована интересная экскурсия по Ботаническому саду.
Дети – главные герои праздника Песах. Они занимают почетное место за пасхальным столом, они задают «четыре вопроса» они упоминаются в пасхальной агаде как знаменитые «четыре сына», и вообще весь пасхальный седер производится ради детей. Ведь обязанность проводить седер следует из фразы Торы «И скажешь ты в тот день своему сыну, говоря…» Рабби Хаим ибн Атар, автор комментария «Ор ѓа-Хаим», делает из этого следующий интересный вывод. Слово «говоря» в этой фразе, на первый взгляд, избыточно, но это не избыточность, а намек. Если ты «расскажешь» в этот день своему сыну, другим детям или другим евреям об исходе из Египта, ты и далее будешь иметь возможность «говорить так». В заслугу исполнения этой заповеди Всевышний предоставит тебе возможность еще и еще раз исполнять эту заповедь в будущие годы!
Я желаю всем нам, чтобы мы встретили этот праздник Песах здоровыми и счастливыми, чтобы мы получили истинное еврейское удовольствие от наших детей, и чтобы ещё в этом году празднование памяти об избавлении из Египта перешло в празднование истинного и полного окончательного Избавления.
Гут шабес, кошерного и радостного Песаха
Шия