Не знаю, мечтал ли когда-нибудь величайший поэт России Александр Пушкин, чтобы в его честь назвали город. Но уж точно он не мог вообразить, что в этом городе будет то, что произошло вчера утром.
Я проехал 40 км от района Марьиной Рощи в сторону г. Пушкино на утреннюю молитву в Бейт-Хабаде, основанном несколько лет назад шалиахом раввином Реувеном Куравским и его женой Эйди. Уже многие годы их семья – символ и примером неустанной деятельности по распространению еврейства, а теперь у них есть собственная община, где они могут развернуть эту деятельность с еще большим размахом.
Итак, в городе Пушкино молятся утреннюю молитву местные евреи, а потом происходит обрезание сына раввина Мешулама-Зусила Горинова, тоже живущего здесь. Рав Горинов – преподаватель старшей ешивы «Томхей тмимим», расположенной в г. Софрино, дальше по дороге. С нами присутствует и р. Зеэв Куравский, отец р. Реувена, начавший благословенную деятельность распространения еврейства в Москве много десятилетий назад, еще в Советском Союзе. Как будто машина времени перенесла нас в прошлое – и снова в наше время, где два поколения семьи Куравских продолжают «распространение источников».
Тору читал р. Давид Розенцвейг, руководитель программы обучения на раввинский диплом в старшей ешиве. Сандак – духовный наставник ешивы раввин Мордехай Гроссман. Я видел, что когда он держал младенца на руках, губы его постоянно шевелились: наверно, он упоминал имена людей, нуждающихся в исцелении и благословении, ведь момент обрезания – это «время благоволения». Моѓель – раввин Дербента, р. Овадия Исаков, а его младший сын стоит рядом с ним, как подмастерье возле мастера. Благословения произносил глава старшей ешивы, раввин Мендель Гольдберг, который тем временем успел провести беседу с педагогическим коллективом ешивы по случаю 15 элула – дня основания ешивы “Томхей Тмимим”. А держал младенца на руках во время благословений Эфраим Биньяминов, и он, обнаружив в разговоре, что один из стариков – посетителей синагоги – не обрезан, тут же развернул пропаганду и агитацию.
Младенца назвали Шмуэль, по имени Ребе Маѓараша, четвертого главы Хабада. У него есть три старших брата, названные в честь предыдущих трех лидеров Хабада – р. Шнеур-Залмана, р. Дов-Бера и р. Менахем-Мендла.
Читайте также