Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Фильм “Подстрочник” на большом экране. Часть первая

Главная / Фильм "Подстрочник" на большом экране. Часть первая
search
jpg

10 лет назад режиссер Олег Дорман сделал следующее: он уговорил Лилианну Лунгину рассказать о своей жизни и о жизни всего ХХ века. Почему возникла эта идея? Дело в том, что в 90-е годы прошлого столетия во Франции вышла книга воспоминаний Лунгиной «Московские сезоны», французы назвали ее лучшей документальной книгой года, она пользовалась колоссальным успехом и стала бестселлером. Однако, в России Лилианна Зиновьевна свои воспоминания издавать категорически отказалась. «Она считала, что для соотечественников следует написать ее иначе: заново с первой до последней строки. Со своими, объясняла она, можно и нужно говорить о том, чего не поймут посторонние. И однажды согласилась предпринять этот труд перед нашей телекамерой. Думаем, книга стала просто черновиком её многодневного рассказа. В нашем распоряжении оказался материал, который даже без монтажа производит глубочайшее впечатление на всех, кто его видел. Захватывающий и кинематографичный сам по себе, он представляется как бы устным сценарием почти уже готового фильма. Фильма, который станет, возможно, первой попыткой не просто описать, но осмыслить двадцатый век. Мы сумеем создать документальными средствами художественный роман и, с помощью архивной хроники и небольших досъемок, рассказать о грозном столетии с удивительной для исторических полотен точки зрения: точки зрения одного человека. Правда – удивительного» – писал Олег Дорман, представляя свой будущий фильм. Долгие годы шли поиски телеканала, который бы согласился показать «Подстрочник». За это время ушла из жизни Лилианна Зиновьевна. Но если добиваться, то все получается. Фильм прошел через «руки» Акунина, Парфенова и, наконец, дошел генерального продюсера телеканала «Россия» Сергея Шумакова. Он не испугался «неформатности» фильма, когда почти восемь часов экранного времени занимает «говорящая голова» (так на ТV называют рассказчиков), а поставил картину в прайм-тайм, потому что считает, что Лилииана Лунгина – человек равный веку. Фильм показали по телевидению. Зрительская аудитория была огромная. И амплитуда отношения к фильму не меньше: от благодарности за встречу с изумительным человеком, от удовольствия слышать хорошую русскую речь, от удивительной возможности за четыре дня пройти по дорогам ХХ века в компании с умным, ироничным и добрым человеком, до откровенно антисемитских выпадов и мерзкого злословия. Когда я узнала, что у нас в МЕОЦ будут показывать «Подстрочник», во-первых, обрадовалась, потому что по ТV посмотреть не удалось, а, во-вторых, удивилась – зачем, ведь недавно шел по телевизору и не всем же так не повезло, как мне. 6 августа зал «Амфитеатр» был заполнен на 200%. Один из продюсеров фильма Феликс Дектор, выступая перед началом, попросил зрителей поднять руки: вначале тех, кто фильм не видел, затем тех, кто уже посмотрел. Зал поделился почти поровну. То есть половина пришла еще раз. Это ли не пример истинного успеха? Григорий Кантор, благодаря которому мы сможем посмотреть четыре части за четыре месяца, обещал, что на каждый показ будет приглашать создателей фильма и известных деятелей российской культуры. В этот раз на сцену поднялся Яков Костюковский, известный киносценарист многих комедий Л.Гайдая. Яков Аронович дружил с Лилианной Лунгиной со студенческих лет и для него она была Лилечкой Маркович, а не известной преводчицей Лилианной Лунгиной. Ею она стала значительно позже. Костюковский ради нее даже немножко нарушил закон. Лунгина с мамой не могли вернуться из эвакуации. Нужен был вызов. И Костюковский его сделал, написав в нем, что Лилианна Зиновьевна является ценным сотрудником газеты, в которой он работал, и без нее редакции трудно обойтись. «Так я стал в своих глазах очень смелым человеком» – шутил Яков Аронович. А еще он носил на руках маленького Олега Дормана. Затем выступил Феликс Дектор, который является одним из продюсеров «Подстрочника». С его помощью шли досьемки иллюстративного материала к фильму в разных странах. А потом погас свет в зале, и на экране возникло лицо пожилой, приятной женщины. Это она когда-то сделала так, что человечек с пропеллером заговорил по-русски. «Пустяки, дело житейское», «Я красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил». Автором этих крылатых выражений является Лунгина. Кто их не знает в нашей стране! Я вглядывалась в это умное, ироничное, интеллигентное лицо, еще даже не очень вслушиваясь в то, о чем она говорит и пыталась что-то вспомнить… И вспомнила. Это она «виновата» в том, что моя дочь двадцать с лишним лет назад совершенно была уверена, что к ней тоже прилетает Карлсон, только может это делать ночью. Днем из Стокгольма до Москвы не долететь – увидят. Он прилетал ночью и съедал варенье или конфеты. А днем они разговаривали по телефону. Карлсоном был мой дядя. Он как-то позвонил, маленькая девочка сняла трубку и спросила: «А вы кто?». Трубка ответила: «А я Карлсон». Эта милая игра для моего дяди и абсолютная правда для моей дочери продолжалась несколько лет. А потом ребенок вырос… Да, варенье из банки приходилось поздно вечером, когда ребенок спит, выливать. Такое количество я не могла за один раз съесть. С конфетами было проще. И вот передо мной человек, который сделал сказочной жизнь моего ребенка. Я способна только на восхищение. И рассказ Лилианны Зиновьевны о своем детстве тоже похож немного на сказку. Германия, Палестина, Франция. Мама, которая писала не очень умелые, но очень искренние стихи, создала кукольный театр, и он разъезжал по Франции со своими спектаклями, отец, который был далеко, но каждый день писал дочери письма. Возвращение в странную и страшную страну – Советский Союз. Об этом рассказывает Лилианна Зиновьевна в первой части «Подстрочника». Когда фильм снимался, ей было 77 лет. Удивительно, как она откровенно и точно повествует о своих детских переживаниях, о том, что ребенок взрослеет, когда мир взрослых вторгается в его жизнь… С возрастом нас всех тянет читать мемуарную литературу. Как часто бывает заметно, что автор выдает желаемое за действительное и многое приукрашивает, а, порой, говорит неправду. Воспоминания Лунгиной просты и понятны. Она говорит правду. Давайте вместе с ней вспомним ХХ век. Для многих из нас большая часть жизни осталась за порогом третьего тысячелетия. Вторая часть фильма будет показана в МЕОЦ 13 сентября. Не пропустите! По этой ссылке вы можете прочитать интервью Олега Дормана. L

Оставить комментарий

Медиа

Александр Борода - "В чём смысл жизни?"

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11