Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Фильм Михаила Калика “…И возвращается ветер”

Главная / Фильм Михаила Калика "...И возвращается ветер"

Михаил Калик. Вот что пишет о нем Краткая Еврейская Энциклопедия. КА́ЛИК Михаил (Моше, родился в 1927 г., Архангельск), кинорежиссер. Сын актера. В 1949 г. окончил искусствоведческий факультет Государственного института кинематографии (Москва) и поступил там же на режиссерский факультет. В 1951–54 гг. был узником исправительно-трудовых лагерей по обвинению в «еврейском буржуазном национализме». После окончания в 1958 г. режиссерского факультета стал одним из представителей так называемого поэтического кино, существенной сферы «новой волны» в советском искусстве начала 1960-х гг. Совместно с Б. Рыцаревым поставил фильмы «Юность наших отцов» (1958, по роману А. Фадеева «Разгром»), в котором подчеркнута еврейская внешность центрального героя Левинсона, и «Атаман Кодр» (1959). Эпизоды с образами евреев Калик ввел в свои фильмы «Колыбельная» (1960, сцена с еврейским актером) и «Человек идет за солнцем» (1962, образ еврея — чистильщика сапог, инвалида войны). В этом фильме Калику удалось чисто кинематографическими средствами (изобразительные решения, монтаж и т. д.) воплотить различные стороны жизни и грани человеческого характера — трагизм и юмор, мудрость и детскую чистоту души, что вызвало большой резонанс в кругах советской творческой интеллигенции. В кинокартине «До свидания, мальчики» (1965, по одноименной повести Б. Балтера, 1919–74) Калик, частично опираясь на личные воспоминания, показал трагическую судьбу своего поколения. Один из трех героев фильма, еврейский юноша, арестованный во время «дела врачей», погибает в тюрьме. Несмотря на признание фильмов Калика и премии советских и международных кинофестивалей, ему не позволили из-за еврейской тематики воплотить написанные им сценарии фильмов о Я. Корчаке «Король Матиуш и Старый доктор» (совместно с А. Шаровым, 1909–84; опубликован в журнале «Народ и земля», №1, Иер., 1984) и «Вечный шах» (по роману И. Мераса). Его экспериментальный фильм «Любить!» (1968) — сопоставление игровых новелл с документальными киносъемками — не был выпущен в кинопрокат. Телефильм «Цена» (1969, по пьесе А. Миллера), в котором центральную роль 90-летнего Соломона играл Л. Свердлин (1901– 69), демонстрировался без указания в титрах имени Калика через несколько лет после его репатриации в Израиль (1971), которой предшествовала активная борьба режиссера за право выезда и свободу творчества (голодовка, выступления, опубликованные в самиздате). В Израиле Калик поставил художественный фильм «Трое и одна» (1975, по мотивам рассказов М. Горького), ряд короткометражных фильмов, а также документально-видовую картину о стране, непрерывно демонстрировавшуюся при входе в израильский павильон на Московской международной книжной ярмарке (1987), привлекая толпы зрителей. В 1991 г. снял в Советском Союзе автобиографический фильм «… И возвращается ветер». «За чужую печаль и за чье-то незваное детство Нам воздастся огнем, и мечом, и позором вранья. Возвращается боль, потому что ей некуда деться, Возвращается вечером ветер на круги своя». (А. Галич) Сегодня в МЕОЦ мы посмотрели фильм Михаила Калика «… И возвращается ветер». Эту возможность нам представил Региональный общественный фонд содействия развитию кинематографии. С небольшим вступительным словом перед началом фильма выступил киновед Александр Шпагин. Он кратко рассказал о творчестве режиссера, отметив, что фильм «… И возвращается ветер» является, чуть ли не единственным в своем жанре – киномемуары. В фильме использованы кадры реальной кинохроники, личное видео, отрывки из художественных лент режиссера и реконструированы реальные события в форме игрового кино. Столь сложный микс различных кинематографических приемов дает удивительный результат: совершенное погружение зрителей в канву повествования. Два часа экранного времени – это вся жизнь. И вы проживаете ее как свою собственную. Конечно, Калик рассказывает о своей судьбе, но она становится и вашей, вы столько узнаете знакомого и визуально, и эмоционально. Типажи, лица, интонации, способ речи – все это было и в ваше жизни, пусть не совсем так, но очень похоже. Фильм рассказывает историю жизни Калика с начала 30-х годов, времени, когда мальчик Миша уже осознает себя до начала 90-х, когда режиссер возвращается на время в Россию, чтобы снять эту картину. Счастливое детство, любящие родители, младшая сестра, юг, море, пляж. 37 год. Расстреляли мужа тети, тетя покончила с собой от невозможности жить без любимого. Война, эвакуация, знакомство с Эйзенштейном, присутствие на съемках «Ивана Грозного», выбор будущей профессии – кинорежиссер. Война закончилась, возвращение в Москву и поступление в институт кинематографии. 51-54 год обвинение в «еврейском буржуазном национализме», лагеря. Выживание. Смерть Сталина, возвращение в институт. Начало творческого пути. Оттепель быстро закончилась. Фильмы не пускают на экран. Дышать нечем. Отъезд в Израиль. Нет «чернухи», нет злости, есть просто жизнь. Время было такое, но люди-то жили, а не только выживали. Да, это пожалуй самое главное: фильм о жизни во всем ее многообразии, а не о плоском и однотонном выживании. Этот фильм надо показывать в школах на уроках истории. Дети все поймут. Михаил Калик несколько лет назад покинул этот мир. В Интернете я нашла ссылку. Зайдя по ней, вы увидите и услышите рассказ Михаила Калика об истории фильма «Человек идет за солнцем». L Р.S.И еще, из израильского Интернета. Вот такой материал Владимира Лазариса о Михаиле Калике: Статья Йехуды Корена из «Йедиот» посвящена знаменитому кинорежиссеру советской поры Михаилу Калику, чьи фильмы «До свидания, мальчики» и «Человек идет за солнцем» давно стали классикой. О фильмах многие знают – гораздо меньше известно о самом Калике, которому исполнилось 76 лет. Из них уже 32 года он живет в Израиле, где сразу по приезде поставил фильм «Трое и одна», переделав на израильский лад Максима Горького. Как пишет Корен, в то время Калик был так знаменит, что его даже приглашали в Голливуд, а израильский министр финансов Пинхас Сапир выписал Калику на съемки фильма 800 тысяч лир – сумму, которая могла тогда только присниться. Но стоило Калику, уехавшему из страны сплошных запретов, снять свою метафорическую ленту с обильно обнаженной натурой, как израильских кинокритиков чуть не хватил удар. Один из них написал, что «такой фильм надо спрятать от посторонних глаз», а другой заявил, что его «вообще не надо было снимать». Калик, переживший сталинские лагеря, пережил и эти рецензии, но потерял желание снимать фильмы, занявшись рекламой и зарабатывая этим на жизнь. После скандала с фильмом «Трое и одна» Калик привлек всеобщее внимание еще раз, но совсем по другому поводу: в 1979 году он оказался в центре Иерусалима, когда рядом с ним взорвался заминированный велосипед. «В больнице – вспоминает Калик – я сказал журналистам, что теперь я уже не новый репатриант, потому что моя кровь пролилась на эту землю – что может быть лучше этого удостоверения личности». Эта фраза попала в заголовки. На минувшей неделе Михаил Калик снова получил все шансы привлечь внимание израильтян после того, как на иерусалимском кинофестивале состоялась премьера документального фильма режиссера Семена Винокура «Калик в черно-белом и в цвете». И поскольку этот фильм основан на монологах Калика, закончим его цитатой: «В лагере я прочитал в одной книге, что Господь посылает тяжелейшие испытания тем, кого любит. Но я ни разу не пожалел, что приехал в Израиль, и чувствую, что здесь – мое место». (2003 г.)

Оставить комментарий

Медиа

«От Шидуха к Хупе». Часть 1. Р. Александр Борода

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11