Тема маленького человека в литературе и искусстве развернута достаточно широко. Потому что 90% населения земли – «люди маленькие», не с точки зрения размера, а с точки зрения своей личностной значимости для всемирной истории. Мы не политики, не миллионеры, не супермены и даже не олимпийские чемпионы. Мы просто живем в своих странах, городах, квартирах, у нас просто есть дети и внуки, друзья и работа, увлечения и заботы. Эта наша жизнь и она нам очень дорога во всех своих проявлениях.Как-то Достоевский сказал, что все мы вышли из гоголевской шинели. Федор Михайлович любил бедных людей, униженных и оскорбленных – тех на кого можно было накинуть шинель Акакия Акакиевича. Он считал, что именно эти люди – истинное лицо России. Я с детства ненавидела «Шинель» Гоголя. Не вызывает у меня Башмачкин искреннего сочувствия, а только брезгливую жалость. Маленький не значит ничтожный. Не стоит стремиться к величию, равно как и к ничтожеству. Оба эти пути одинаково ведут к саморазрушению.Подобного рода мысли пришли ко мне на просмотре фильма «Квартира», ибо он тоже о маленьком человеке, скромном служащем страховой компании. Только взгляд режиссера Билли Уайлдера на нас с вами совершенно противоположен и Гоголю, и Достоевскому. Сюжет: скромный служащий страховой компании Бакстер (Леммон), чтобы хоть как-то продвинуться по карьерной лестнице, дает ключи от своей холостяцкой квартиры не только приятелям, желающим погулять на сторону, но и боссу Шилдрэйку (МакМюррей).Кое-какие успехи в карьере действительно появляются, но случается непредвиденное: Бакстер знакомится с любовницей шефа Фрэн (Маклейн) – несчастной, страдающей депрессией девушкой – и влюбляется в нее. Эта забавная комедия заканчивается хеппи эндом. Взаимная любовь соединяет и не совсем счастливую девушку, которая работает лифтером в этой страховой компании, и не совсем удачного карьериста Бакстера.Герои фильма «Квартира» мелкие служащие, должности их ничтожны, но не они. Режиссер с удовольствием, большой симпатией и уважением рассказывает о жизни Бакстера. О том, как его квартира является переходящим красным знаменем в мужском обществе страховой компании. Он отдает свои ключи, потому что не умеет отказывать, не умеет огорчать людей. Он делает это не из ощущения своей зависимости, а по доброте душевной. Все эти перипетии сопровождаются массой смешных и нелепых ситуаций. Совершенно неподражаем блистательный комик Леммон в роли Бакстера. Он изящен и остроумен. Именно он задает этой комедии мягкий интеллигентный тон.Зал «Амфитеатр» был на сеансе заполнен до отказа. Зрители искренне переживали за судьбу героев. Смеялись, когда было смешно, вздыхали, когда было грустно. Один из зрителей сказал мне, что смотрел этот фильм в 60- годы, когда он вышел. Оказывается, по его словам, в 25 лет ты не видишь всех тех милых и забавных нюансов, которые становятся видимыми в солидном возрасте. Именно за возможность увидеть фильмы своей юности, оценить их взглядом взрослого человека и получить от этого нового взгляда еще более сильное впечатление, и благодарны зрители автору и ведущей программы «Золотой век Голливуда» Юли Корольковой. А теперь рассказ Юли Корольковой о режиссере фильма «Квартира» Билли Уайлдере, который предварял показ картины.LБилли Уайлдер (Самуил Вильдер) родился 22 июня 1906 года в Австрии благополучной еврейской семье владельца сети отелей. Учился в Венском университете, изучал право, но проучившись лишь год оставил академическую жизнь, ради журналистики. В 1926 году он переехал в Берлин, где познакомившись с людьми из кинематографических кругов, занялся кино.В 1929 – 33 на немецких студиях по его сценариям был поставлен ряд фильмов. После прихода к власти фашистов Билли Уайлдер эмигрировал в Париж, а через год – в США. Его семья осталась в Австрии и все они были уничтожены в Освенциме. В 26 лет Самуилу Вильдеру – теперь он Билли Уайлдер пришлось в Америке начинать все сначала. Он несколько лет жил в крайней бедности, упорно самостоятельно занимаясь английским. Уже ставший знаменитым он говорил «Я по-прежнему не доверяю своему английскому, и всю жизнь не перестаю его учить. И кончилось это тем, что мой словарь стал богаче, чем у многих американцев». Позднее он говорил одному интервьюеру, что в отличие от большинства эмигрантов, которые в тайне надеялись вернуться в Германию, «у меня никогда не было подобной мысли. Это был дом… У меня был очень простой взгляд на вещи: "Я нахожусь там, где мне предстоит умереть".В 1938 году он познакомился со сценаристом Чарлзом Брэккеттом, началось длительное и плодотворное сотрудничество, которое длилось до 1950-х годов. Пришли известность и деньги. По их совместно написанным сценариям было снято немало кассовых хитов. Но Уайлдеру этого было мало, он хотел снимать по своим сценариям фильмы сам. Уайлдер занялся режиссурой, а Брэккетт стал его продюсером. Вершиной их сотрудничества стал фильм «Сансет Бульвар». Уже тогда начал вырисовываться стиль многих будущих картин Уайлдера – тщательно проработанные сценарии, отточенные, пронизанные юмором диалоги и великолепная работа всей съемочной группы: оператора, композитора, художника и костюмеров. После окончания войны в 1945 году Уайлдер был направлен в Германию в качестве главы Психологического Отделения Армии США, которое следило за тем, чтобы нацисты не попали на руководящие посты. Вашему вниманию можно предложить пример той поры его желчного и язвительного остроумия. Его спросили, можно ли бывшему нацисту актеру Н. играть в пьесе Христа? Уайлдер ответил: "Можно, но гвозди тогда должны быть настоящими». Билли Уайлдер с одинаковым успехом снимал: комедии, детективы, трагедии, триллеры и кажется, что его искусство не знает жанровых и стилистических границ. В одном из своих последних интервью Билли Уайлдер так охарактеризовал свою режиссерскую индивидуальность: «Мне скучно катиться все время по одной и той же колее. Как у шахматиста, у меня всегда новые планы. Я люблю делать картины разного рода. Мои фильмы очень трудно копировать или пародировать, потому что невозможно предугадать, что вы увидите в следующей картине». При этом все его картины не только уникальность режиссерской манеры, но и своя тема, проходящая через большинство его фильмов и сделавшая его одним из самых противоречивых режиссеров Голливуда. Режиссера обвиняли в цинизме, аморальности, безвкусице, пошлости. Причина недовольства критиков всегда одна – глубокий реализм, густо приправлен не цинизмом, в котором часто обвиняли режиссера, а горечью. Что немудрено ожидать от человека пережившего страшную войну и потерявшего всех родных в Освенциме. Память об этом он пронес через всю жизнь. В 1956 году студия "Парамаунт" предложило Уайлдеру, снимавшему фильм о концлагере, продать его в Западную Германию, правда, с одной оговоркой, при дубляже нужно было изменить национальность предателя, Сделать его, не немцем, а например, поляком. Студия спрашивала, согласен ли режиссер на это изменение. Уайлдер, которого многие считали олицетворением голливудского цинизма, ответил так: "У вас что, совсем не осталось стыда, предлагать такое человеку, семья которого погибла в Освенциме? Если я не получу официального извинения, я разрываю свой контракт. От «Парамаунт"извинения не последовало и Уайлдер ушел со студии, на которой он успешно проработал 15 лет. У Уайлдера был нелегкий характер, многим был невыносим его тиранический педантизм и язвительные шуточки, но вот что о себе говорил сам Билли Уайлдер: «Я встаю вовремя, вовремя являюсь на съемки, я не пью, я не храплю, во всяком случае на людях. Я ни разу не пропустил ни одного рабочего дня. Словом, я добросовестный и надежный человек. Талант талантом, но главное – надежность, самая главная вещь». Уайлдер действительно был человеком надежным и верным. С первым своим соавтором он проработал 12 лет и сделал 15 фильмов. Со вторым – до конца жизни. После неудачного первого брака он в 1949 году женился на актрисе Одри Янг и прожил с ней 50 лет до самой смерти.Фильмы Уайлдера были необычайно популярны в Америке, но в 60-х годах интерес к его творчеству начал спадать. Он по-прежнему приходил каждый день в студию и ждал предложений. Но предложений не было. Чем это объяснить? Сам он говорил так: «Быть режиссером с каждым днем становится все труднее. Все находится в руках людей, имеющих деньги; они диктуют то, что должно быть сделано. Когда я снимал свои картины, мы приходили в главный офис и говорили им, что мы хотим сделать, и потом мы делали это». Но мне кажется дело не только в этом, В 60-е годы в кинематограф пришло новое поколение сердитых молодых людей, Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма. Милош Форман. Их фильмы в конце 1960-х и в начале 1970-х имели огромный успех. Это было совсем другое кино. Руководители больших студий стали доверять молодым режиссёрам, приглашать их для съёмок стало модно, тем более что они, выйдя из киношкол и маленьких студий, умели укладываться в очень небольшие бюджеты. Мощная волна нового, необычного, откровенного кино 1970-х захватила зрителей и в голливудском кино началась новая эпоха.Билли Уайлдер оставался знаменитым, каждый день приходил в студию в свой кабинет, но до конца жизни оставался не у дел. За свою кинематографическую жизнь он 20 раз выдвигался на премию Оскар, и семь раз был ее удостоен, в 1960 году он стал обладателем сразу трех статуэток как режиссер, продюсер и соавтор сценария фильма "Квартира".Среди других наград, были и премия Дэвида Гриффита Американской режиссерской гильдии, премия за достижения всей жизни от Американского института киноискусства, специальная премия "Оскар" имени Ирвинга Тальберга. Михаил Ильич Ромм говорил, что режиссеры долго не живут. По краткости жизни они занимают второе место после летчиков-испытателей, но у всякого правила есть свои счастливые исключения. Билли Уайлдеру повезло, дожив до 95 лет, он дождался новой волны славы и интереса к своим фильмам. Кадры из фильма "Квартира"

-
Глава торы Эмор
Сегодня Лаг ба-Омер
-
Сегодня 33-й день омера
с вечера 34-й день омера -
Лаг ба-Омер 16 Мая 20:19
исход 17 Мая 21:57 -
18 Ияра
578516 МаяКонвертер дат
2025
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Фильм классика Голливуда Билли Уайлдера “Квартира”
Главная / Фильм классика Голливуда Билли Уайлдера "Квартира"