Хаим Фильцер
Когда человек действует в окружающем его мире, поток его душевной энергии проходит несколько изменений, прежде чем действие произойдет. Из подсознания он выходит в сознание, оттуда спускается в чувства, и дальше уходит наружу, оживляя мысли, речь и поступки. Каждый такой переход не происходит автоматически, а требует дополнительных затрат энергии, и вовсе не обязательно, что он произойдет. Вовсе не обязательно, что, если человек имеет желание к чему-либо, то он начнет думать, как этого достичь. Вовсе не обязательно, что, если человек над чем-либо размышляет, то у него возникнут чувства к объекту размышлений. И вовсе не обязательно, что, если он испытывает к чему-либо чувства, то он начнет действовать.
Но все-таки рождение чувств к объекту размышлений – это задача наиболее сложная, а часто просто непосильная. Яркий тому пример – диета. Как трудно заставить себя перестать любить вредное и начать любить полезное! Даже явно ощущая желание, и даже понимая проблему, и даже умея объяснить ее другим, и даже иногда что-то делая, родить в себе ощутимые чувства (отвращения к одному и любви к другому) мало у кого получается. Или взять вредные привычки, допустим, курение. Каждый понимает приносимый им вред, даже может прочитать целую лекцию на эту тему, но преодолеть себя могут не все.
Подобное происходит, когда размышляют о Б-ге. Даже если человек понимает, что Б-г – источник его жизни, и было бы естественно, чтобы человек любил все, что дает ему жизнь и избегал бы всего, что его жизни противоречит, родить в своем сердце реально ощутимые чувства к Б-гу не так-то просто.
А зачем они нужны, чувства? Ведь заповеди можно выполнять и без них. Но это вначале. А потом обязательно нужны эмоции. Ибо отношения, построенные на разуме – ограничены, а построенные на эмоциях – нет. Эмоции границ не знают. В обыденной жизни разница не заметна, но если случится конфликт между Торой и миром, то человек “разумный” поступится Торой, а не наоборот.
Существуют эмоции двух видов: природные, с которыми мы рождаемся, и приобретенные как следствие размышлений. Разница между ними такова: природные эмоции направлены на себя, на свою персону, а приобретенные – на объект размышлений. Но в любом случае природа эмоций противоположна природе разума. Разум – холодный и влажный, эмоции – горячие и сухие. Рассудок гасит эмоции, они же, в свою очередь, желали бы разгореться ярким пламенем или взлететь в небеса.
Поэтому, когда поток душевной энергии из разума спускается в чувства, он должен полностью изменить свои свойства. В какой-то момент он должен перестать быть одной сущностью и начать быть другой. Это можно описать схемой: сущность – “ничто” – сущность. Вот эта “нулевая” точка между головой и сердцем, горловина, и является Египтом нашей духовности. Египет на иврите Мицраим, что буквально означает “теснины”. И в нем правит фараон, который хочет забирать всю душевную энергию себе.
“Фараон” буквально означает “забиратель денег”, то есть рэкетир. Мидраш рассказывает, что первый египетский царь, которого стали так называть, начинал свою карьеру кладбищенским рэкетиром, не давая хоронить, пока от него не откупались. Тогда-то он и получил свою кличку. Постепенно он поднялся, стал паханом, а потом вообще захватил власть над всей страной. Слово “фараон” стало титулом для всех последующих владык Египта.
Так и в нашем случае. Человек размышляет о Б-ге, а чувства рождаются, например… к фаршированной рыбе. Душевная энергия ушла к эмоциям природным, а они, природные эмоции, направлены не на Б-га, а на себя. Они, вслед за библейским фараоном, говорят: “Б-га я не знаю!”.
Однажды Баал Шем Тов велел своим ученикам, чтобы они встали в круг, закрыв глаза и держась друг за друга и за своего учителя, и вдруг они увидели быка в меховой шапке цадика. “Этот еврей, – пояснил Баал Шем Тов, – покупал мясо, чтобы вкусно кушать в субботу. Но ему было так вкусно, что не только мясо стало его плотью и кровью, но и душа мяса стала его душой. Но, все-таки, – добавил он, – намерения его были правильными, и от них произошла эта меховая шапка”.
Получается, что на пути к Б-гу обязательно нужно пройти через Египет. Нет другого пути! Нужно в Египет войти, но обязательно нужно из него выйти. Иначе размышления о Б-ге могут привести не к тому, что человек станет более одухотворенным и возвышенным, а к тому, что он огрубеет даже больше, чем был до этого.