“Слушай, Израиль: Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один!” Этими словами начинается молитва “Шма Исраэль”. Эту молитву иногда называют символом еврейской веры. Не вдаваясь в точность этой формулировки, предлагаю к ней приглядеться.
Молитва Шма несёт в себе несколько важных напряжений. Сам призыв “послушать” намекает на неочевидность. “Наше”, еврейское, объявляется всеобщим. За этим стоит напряжение между национальным и универсальным. Оно решается или развитием истории (согласно истолкованию Раши: “Г-сподь, Который сейчас “наш Б-г”, а не Б-г всех народов – Он в грядущем станет “Господь Один””1) или признанием несовершенства мира.
Первое является толчком к историческому развитию, движению к мессианским временам. И в этом проявляется еще одна связь заповеди произнесения Шма и памяти о выходе из Египта.
Не менее важно ( и более актуально) напряжение когнитивное. Дважды в день еврей должен сознаться самому себе, что все его представления о Всевышнем – это чушь, надо во всем разбираться заново. Ведь Он своим единством опровергает все определения и постижения, выстроенные моей жизнью до сегодняшнего дня.
Короче, еврейского тут явно больше, чем символа.
Пятикнижие, книга Дварим, 6:4.