Есть такие места, которые не отпускают. И нет очевидного, что связывает тебя с местом, но мыслями – картинкам возвращаешься постоянно. В моем случае таким местом стал городок Шопрон, на границе Венгрии и Австрии. Он гораздо ближе к Вене, нежели к Будапешту, и географически, и ментально. Нет в нем той простоватости, грубоватости, сумбурной эклектики, которая почудилась в других венгерских городах. Педантичные, внешне доброжелательные и закрытые люди, аккуратная, очевидно спланированная архитектура. Но, при этом, ощущение Присутствия, нелогичности, оливки на торте. И при всем спокойствии – отпечаток бесконечного противостояния, бунтарства.
Наше знакомство с городом началось с еврейского кладбища. Накануне, на попавшей в руки карте, была обнаружена синагога, посему, вопросов, относительно того, что является главной целью, был снят.
С пожарной башни нам открылся великолепный вид на город, основанный около двух тысяч лет назад римлянами. В IX веке местность завоевали венгры. Через двести лет были отстроены крепостные стены, и город получил свое нынешнее название. Неизвестно, когда именно в городе появилась еврейская община. Но, в 1239 году венгерский король Бела IV, вопреки совету папы Григория IX, предоставил евреям права сбора аренды, лишив этого права крупных дворян. В 1251 году Бела издал привилегию, согласно которой еврейские общины получили право иметь собственных судий и не являться в суды в шабат. Избиение еврея, даже без нанесения ему ран наказывалось штрафом. Венгерские евреи стали собственностью короля. Бела отдал свой коморнский замок в аренду еврею Херулу и дал ему дворянское звание. Херул, таким образом, стал первым евреем дворянином в Венгрии. Детей его, однако, этого статуса лишили.
На примере других общин, все эти факты говорят о том, что к 1239 году на территории Венгрии уже существовала еврейская община. Как правило, евреи сначала селились в регионе, а потом получали статус.
Первое документальное упоминание о еврейской общине Шопрона относится к 1324 году. Именно тогда королем Карлом Робертом евреям города была выдана охранная грамота. Очевидно, что Старая синагога и миква относятся как раз к этому периоду. Они находились в центре первого в Венгрии официально разрешенного еврейского квартала. По законам тех лет еврейская община имела право строить синагоги только на задворках городских улиц. По этой причине здание и находится позади двух городских барочных зданий. В синагоге, построенной в готическом стиле, сохранились детали богатой архитектурной отделки, ковчег для свитков Торы и граффити с именами Моше и Иехуда. Но, как водится, недолго евреи жили спокойно. В 1360 году король Людовик Великий изгнал их из Шопрона, и они обосновались в соседнем графстве Винер-Нойштадт в Австрии, где некоторые из них сделали состояние и стали известными финансистами. Когда Людовик разрешил им вернуться в 1365 году, оказалось, что их дома были переданы в собственность христианам, долговые расписки были отменены, и деньги и собственность вернуть не удалось. Записи в земельном регистре 1379 года показывают, что 27 домов принадлежали евреям. Видимо, именно в этот период, на пожертвования богатого финансиста было построено здание Новой синагоги.
В конце XIV века еврейскую общину города возглавляли рабби Меир и рабби Иехуда. Они упоминаются, как выдающиеся умы в еврейской литературе XVI века. В 1495 году губернатор города обложил евреев дополнительными налогами, но в 1523 король снова взял их под свою защиту. В 1526 году евреев изгнали из Шопрона. Но, изгнание евреев еще никого до добра не доводило, и в 1529 году город был захвачен турками. В 1676 году город сгорел и был отстроен заново. В XVIII веке евреи вернулись в город, но жили в нем нелегально до 1840 года, когда их положение было легализовано. В 1858 в городе вспыхнули погромы, которые были подавлены властями. В 1869 году была приобретена земля под кладбище, а в 1876 полностью восстановлена Новая синагога. Раскол венгерских евреев не затронул общину Шопрона. Единую общину двадцать лет возглавлял Поллак, а главой ортодоксальной общины был рав Менахем Грюнвальд. Во время немецкой оккупации (19 марта 1944), евреи были заключены в гетто. 5 июля около 3000, в том числе евреев из окрестностей города, были депортированы в лагерь смерти в Освенциме. Через город прошли тысячи евреев отправлявшихся к лагеря смерти.
После войны вернулись в Шопрон 247 человек. В 1970 году в городе осталось 70 евреев.
Сегодня в Новой синагоге расположен музей, посвященный, уничтоженной нацистами, еврейской общине города.
Я, естественно, не сдержалась, и провела мини-расследование в поисках личностей, имеющих отношение к городу. Про Малькиэля Грюнвальда, внука главы ортодоксальной общины города, я уже писала. Внук главы единой общины Шопрона Микши Поллака также, как Малькиэль, отличился литературным талантом. Карой Пап, а именно так звали этого бунтаря, стал единственным венгерским писателем еврейского происхождения, имя которого приобрело известность в тот период. В 1915 году Карой добровольцем ушел в армию, а уже после войны попал под влияние коммунистических идей и в 1919 году вступил в венгерскую Красную армию и был назначен комендантом города Муракерестур.
Кредо Папа – никогда и ни за что не покровительствовать “своим” дошло до того, что, когда Пап, будучи комендантом, решил взять заложников, то выбрал их из самых богатых евреев города.
Венгерская Советская Республика продержалась всего 133 дня, а Пап за свои мечты о светлом и прекрасном будущем заплатил полутора годами тюрьмы. Сокамерник Папа – католический священник и революционер, познакомил его с христианским учением, которое, как и коммунизм, оказало влияние на бунтарскую личность внука реформистского раввина. Освободившись, Карой Пап четыре года путешествовал с бродячей театральной труппой. В 1927 году он вернулся в Будапешт, где стал ведущим сотрудником литературного журнала и женился.
Из всех его произведений самой большой удачей является недавно переизданный на русском языке “Азарел”. В Бухенвальде у Кароя Папа был номер 72713. Из лагеря он не вернулся.
Другим уроженцем города Шопрона был Давид Цви Пинкас. Его бунтарские качества проявились в том, что он с малых лет принимал участие в молодежных религиозных сионистских движениях. Эмигрировал в Палестину, где был директором Банка Мизрахи и членом муниципалитета Тель-Авива. Он был одним из подписавших декларацию независимости, и после этого стал членом Кнессета, главой финансовой комиссии, вице-мэром Тель-Авива и министром транспорта.
Впрочем, бунтарские качества проявляли и другие жители города: в 1921 году жители города проголосовали против вхождения в Австрию, и остались частью Венгрии. 19 августа 1989 года в городе произошел “Европейский пикник” – венгерские и австрийские власти на несколько часов открыли границу, и сотни семей из ГДР ушли через эту “дыру” на запад.
Сегодня, сонный, ухоженный Шопрон на удивление безлик. Запомнилась светлая, теплая женщина, хранительница Новой синагоги.
Я не уверенна, что хочу туда снова, но я знаю, что оставила в этом бунтарском городе искру свой души.
Автор: Анна Нисневич
Читайте также