На краткой экскурсии для раввинов и шалиахов, приехавших со всей Беларуси для участия в большом празднике в Витебске, состоявшемся в прошлое воскресенье, мне стало ясно, что если я хочу заехать в еще какой-нибудь город Беларуси, то удобнее всего – в Могилев. Я хотел бы воспользоваться приездом в Беларусь и заехать к моему двоюродному брату Шнеуру Дайчу, раввину Минска, или в другие исторические места, но расстояния велики, я бы не успел. Рано утром в понедельник я выехал из Витебска и через два с четвертью часа прибыл на утреннюю молитву в синагогу в центре Могилева.
У входа в здание меня приветствовал раввин города Менахем Альперович, который работает здесь со своей семьей около двадцати лет. После окунания в микву и молитвы мы увидели накрытые столы, и через несколько минут один за другим вошли дети из лагеря «Ган Исроэль» в Могилеве. Лагерем руководит супруга раввина, а ей помогают вожатые.
Раввин Альперович пригласил меня на короткую экскурсию по городу. Выходим пешком, погода отличная. Первая остановка – у мемориала памяти тысяч евреев, убитых нацистами за три года их оккупации. Мы в районе еврейского гетто, одного из четырех, созданных здесь во время войны. Я прочел главу Теѓилим в память о погибших, а раввин Альперович с сыновьями еще молятся. Я смотрю на них, смотрю в долину у наших ног, где были хладнокровно убиты еврейские мученики, и думаю: вот оно, еврейское воздаяние. Даже после такой катастрофы еврейская жизнь снова существует в Могилеве, как и во многих других городах Беларуси.
Чтобы проиллюстрировать это, раввин Альперович подвел меня к внушительному зданию, строительство которого завершается в центре города. Здесь будет зал синагоги, здесь комнаты для уроков, сбоку классы, а там большая библиотека — показывает мне раввин. Евреи Могилева уже ждут, когда откроется еврейский центр в городе.
Духовная и физическая цепь поколений
Я попрощался с раввином Альперовицем, который поблагодарил меня за визит и попросил передать привет нескольким людям в Москве. По возвращении домой я узнал, что эти люди – «дело его рук», ученики и ученицы, которые родились и получили образование в Могилеве, выросли и создали славные еврейские семьи.
Много раз, в различных путешествиях по миру, я бываю в интересных городах и делюсь впечатлениями с моим братом Матитьяѓу, а он находит связь нашей семьи с этим городом. И вот что он написал мне в этот раз:
«Один из наших предков, р. Моше бен Цадок из Могилева, скончался в Иерусалиме в Шавуот 5585 (1825) года (197 лет назад). А его внуком был р. Цадок ѓа-леви из Могилева-Шклова, который переехал в Страну Израиля в 5582 г. Он был одним из самых богатых людей в Иерусалиме в то время и был известен под прозвищем «Ротшильд»: он владел целыми тремя домами! В частности, ему принадлежал в Старом городе, на улице Хабад, известный как «хош реб Цадока».
Историческое исследование моего брата уже занимает много страниц, и среди прочего он пишет: «Я нашел записи о семьях в Шклове: потомки р. Цадока были уважаемыми людьми и взяли фамилию Богров, то есть Баѓарав – это аббревиатура «бен ѓа-рав». Я даже обнаружил его рукописи, три толстых тома комментариев к Шулхан аруху и Талмуду, которые сохранились в Государственной библиотеке в Санкт-Петербурге и отсканированы для Национальной библиотеки в Израиле».
А вот из цитаты из работы известного исследователя р. Шмуэля Гура, из которых следует, что р. Цадок был последователем Хабада:
«В “переписи Монтефиоре”, проведенной в Стране Израиля в 1855 году, фигурирует и р. Цадок ѓа-леви, родившийся в Шклове Могилевской губернии. Он приехал в Страну Израиля в 5582 (1822) году, и несмотря на то, что он был последователем Алтер Ребе, он был зарегистрирован в списке «прушим», то есть литваков, в Иерусалиме – потому что там еще не было общины Хабада. Реб Цадок, несомненно, был приятным в общении человеком и уважаемым всеми, так как в этой переписи он зарегистрирован как посланник для сбора пожертвований… сефардской общины Иерусалима, а также общины Голландии и Германии!»
Я надеюсь, что душа нашего предка получает удовольствие от того, что его потомок воспользовался возможностью и навестил посланника Хабада в его родном городе.
Читайте также