Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Еврейский ли Новый год?

20 сентября 2017 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Еврейские праздники / Рош-Ашана / Статьи и эссе
search
shie-d

“Вы можете нам немного помочь?” – обратился ко мне один из моих соседей по дому несколько дней назад. Мы практически не знакомы – так, улыбаемся при встрече. Поэтому я был удивлён тем, что он заговорил со мной.

“Вы можете помолиться в какой-нибудь синагоге, чтобы уже закончился ремонт, весь этот шум и пыль?”

Мы живём на улице Сущёвский Вал, и мэрия решила сделать нашему дому косметический ремонт. Весь дом в лесах, леса в рабочих, всюду пыль, краска и извёстка. Весь день шум, во все щели лезет строительная пыль. Это терпимо, когда знаешь срок конца работ. Но когда окончится ремонт – неизвестно, и понятно, что терпение нашего соседа лопнуло.

Но и после этого объяснения я по-прежнему был удивлён. Меня попросил помолиться в синагоге совершенно русский человек. Почему он думает, что моя молитва “дойдёт”?
В одном из писем Ребе перед Рош а-шана он отмечает, что Рош а-шана – это единственный праздник еврейского календаря, имеющий отношение не только к евреям. Большая часть праздников установлена в честь какого-либо чудесного события, которого удостоились мы, евреи, на протяжении нашей истории. Даже шабат празднуют как память об исходе из Египта, как мы говорим в кидуше: ведь только после исхода мы получили законную возможность еженедельного отдыха во имя Всевышнего.

Рош а-шана отличается от всех других праздников. Это день, когда мы провозглашаем Всевышнего царём над миром и принимаем на себя Его царство. Это важно для всех, это касается всех. Рош а-шана – это день сотворения первого человека, в шестой день творения. Так мы будем говорить завтра в молитве: “И воцарись над всем миром во славе Твоей, и вознесись над всей землёй, и явись во всей мощи Твоей над всеми жителями вселенной. И пусть познают все сотворённые, что Ты сотворил их, и поймут все существующие, что Ты сделал их, и пусть возгласят все, в ком душа: Г-сподь, Б-наш – царь, и царство Его надо всем!”

И когда мы живём среди “жителей вселенной”, особенно здесь, в России, помогающей нам и сведшей практически на нет антисемитизм, когда мы удостоились уважительного и дружеского отношения от Президента России и муниципальных властей всех уровней, когда городские власти так много делают для улучшения быта граждан и вида города – мы просто обязаны возносить молитвы за благополучие нашей власти, за процветание нашей страны, за успехи её экономики, за благосостояние, здоровье и мир её граждан.

Наши соседи видят, что евреи – это люди, верящие во Всевышнего и соблюдающие его заповеди, и поэтому они уверены, что евреи обязаны быть носителями высоких моральных норм. Когда мы оправдаем их ожидания, мы совершим великое освящение Всевышнего. И тогда все созданные поймут, что Создатель правит миром. А Царь над царями царей прольёт нам благо и одарит нас здоровьем, благосостоянием, счастьем, богатством, спокойствием и преуспеянием во всех естественных рамках и даже свыше их – в новом году, который вот-вот начнётся.

Гут шабес, шана това у-метука, ктива ва-хатима това!
Шия

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также
11