С каждым годом Творец все больше и больше заботится о том, чтобы дети Его вернулись домой. Видимо, частью этого проекта являются природные катаклизмы, политические перестановки, экономические кризисы. Благодаря этому, в Израиле с каждым годом увеличиваются общины репатриантов. Например, из Франции. Но, с переездом теряется самобытность. Уникальность общины можно почувствовать только на ее “доисторической родине”.
Одной из древнейших общин во Франции является община города Байонна, контрастно разделенного на две части – столицу французских басков с их архитектурой, атрибутикой, замкнутостью и кварталом “Святого Духа” – Сен Эспри, еврейским – с синагогой, микве, запрятанной в жилом доме, малоэтажностью и кривизной улиц. И погода, вроде, была одинаково солнечная, но ощущения получились совершенно разные. И это, наверное, не результат приоритетов. Холодновато-испанские баски и очень сильно французские евреи.
История квартала Святого Духа началась в проклятом 1492 году, с изгнанием евреев в Испании. Из почти полутора миллионов многие насильственно или добровольно приняли христианство, но остались при этом людьми “второго сорта”. Другие, лишившись всего, не пошли на компромисс, и постарались уехать из страны. О том, как, страшно даже думать. О том, куда – куда добрались. Некоторые из тех, кто сначала попал в ближайшую Португалию, и официально принял крещение, получили статус “марраны” – от испанского marrano – свиньи.
И именно они в 1550 году поселились в Байонне в качестве “новых христиан”. Большинство боялось соблюдать еврейские традиции, но всегда были те, кто оставался иудеем, вопреки всему. Они даже получили права от властей, но с запретом от купеческой гильдии заниматься розничной торговлей. Местная публика воспринимала их как врагов, но к ним относились лучше, чем к испанцам и португальцам. Они боялись нового изгнания, поэтому, не покупали дома, а предпочитали арендовать недвижимость.
В середине XVII века они организовали общину “Рассеянных иудеев” и основали кладбище. Официального права исповедовать иудаизм у них не было. Выйти из подполья удалось только в 1723 году.
Часто в семьях женщина была тем, кто передавал иудаизм детям, но не на уровне религиозного образования. Для вида детей крестили, а потом сразу мыли. Раввины приезжали сюда, чтобы их чему-то научить. Среди них было много необрезанных, поскольку занимались торговлей и по этому очевидному признаку всегда можно было попасть в неприятности.
К 1753 году еврейская община Байонна насчитывала 3500 членов. Основные доходы приносил импорт шоколада и соли. Процветанию способствовали торговые связи с Вест-Индией. Еврейская община платила треть от всех городских налогов. В 1790 году они получили статус граждан Франции. Горячо поддерживали Наполеона. В 1837 году была построена новая синагога. В одном из домов еврейского квартала на втором этаже находится скрытая от посторонних глаз микве XVIII века.
Нашим проводником по еврейскому кварталу и синагоге был месье Жорж Дальмейда, прямой потомок португальских евреев. Он рассказывает много про местные традиции, которые, безусловно, уникальны.
В синагоге, состояние которой оставляет желать лучшего, стоит запах чулана, заполненного старыми книгами. Очевидно, что туристы в ней – большая диковинка, да и на службы местная община собирается крайне редко. Разве что на Рош а-Шана – Новый год…
Самобытность местных традиций завораживает. Месье Дальмейда рассказывает, что самое главное для местной общины, следовать тому, что написано в Торе, а Талмуд уважать. Поэтому при строительстве синагоги, здание сориентировали не на Иерусалим, как обычно в синагогальной архитектуре, а на запад, как был ориентирован Храм. При этой консервативности, мимо не прошли каббалистические традиции. В синагоге 32 колонны – 32 пути мудрости, о которых говорится в кабале. Двадцать две поддерживают лоджии – как 22 буквы алфавита, из которых Господь создал мир, и десять – поддерживают крышу – как десять речений – заповедей – основа основ иудаизма. В центре здания большая менора – символ еврейского народа и человеческой души. Она призвана подчеркнуть связь с Храмом. Сама бима – возвышение для чтения Торы, стилизована под Ковчег Завета. Потолок декорирован по мотивам синагоги в Амстердаме. Скамьи черного цвета установлены для тех, кто в трауре или отлучен от общины.
Гербом местной еврейской общины было изображение лап грифона.
Когда-то в городе было восемь синагог, которые располагались в частных домах. Из одной из них сюда был перенесен ковчег для свитков Торы.
На открытие синагоги пришли тысячи людей. Уже рано утром трибуны и неф были полны народу, присутствовала вся городская верхушка. С галереи на втором этаже доносилось мелодичное мужское и детское пение.
Но празднества закончились, закончились и антиеврейские акции. Потомки людей веками рисковавших своей жизнью ради веры и традиции, в основном, просто растворились в окружающих их народах. Уже к началу ХХ века общину составляли всего сорок пять семей.
В июне 1940 года Байонна стал местом временной передышки для еврейских беженцев из Бельгии и Люксенбурга. Из 308 семей в апреле 1943 большинство были изгнаны, собственность их была конфискована. Мало кто из евреев Байонны пережил войну. Но, остались свитки Торы и ковчег в стиле Людовика XVI. Они были спрятаны в музее басков и возвращены в восстановленную после войны синагогу.
Сегодня в Байонне и окрестностях проживает около ста евреев, считающих себя членами общины. На старом еврейском кладбище до сих пор хоронят.
В одном из домишек еврейского квартала родился в 1887 году Рене Самуэль Кассин – лауреат Нобелевской премии, автор “Декларации прав человека” ООН. Он же был вице-президентом этой странной организации в 1946-1955 гг.
Автор: Анна Нисневич