Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Еврейская солидарность в прошлом и настоящем

14 сентября 2017 / Главная / Jewrnal / Слово еврея
search
menachem-begin

На чем основана легенда о еврейской солидарности?

Трудно найти в мире другой народ, о котором существует столько мифов и легенд, сколько их рассказывают, пишут и печатают о евреях. Одни из этих мифов наделяют наш народ положительными чертами и имеют хождение среди юдофилов, то есть среди неевреев, симпатизирующих евреям. Другие, напротив, носят юдофобский характер и рисуют еврейский народ самыми черными красками.

В качестве примера юдофильского мифа можно привести популярную легенду о том, что все или почти все евреи – люди способные и талантливые. Действительно, процент евреев среди знаменитых интеллектуалов, включая нобелевских лауреатов, в десятки раз больше процента евреев во всем населении. Но подавляющее большинство среди евреев не принадлежит к числу выдающихся деятелей науки или искусства, а большинство среди этих деятелей не являются евреями.

Юдофобские мифы приписывают евреям корыстолюбие, нечестность, склонность к спекуляции, паразитизм (под которым подразумевается неспособность и(или) нежелание заниматься физическим трудом), стремление к захвату власти над всем миром, высокомерное отношение к нееврейским народам, а также прочие разнообразные грехи и пороки.

Едва ли не самая популярная из всех легенд о евреях – это легенда о солидарности евреев между собой в отношениях c нееврейским миром. От большей части других мифов эта легенда отличается тем, что в нее верят как юдофилы, так и юдофобы. Юдофилы считают, что евреи в таких ситуациях поступают правильно, и что другие народы могут в этом аспекте многому у них научиться. В сознании юдофобов еврейская солидарность ассоциируется с пресловутым еврейским “заговором”, направленным на установление мирового господства. Этому “заговору” посвящена целая литература, включая знаменитые “Протоколы сионских мудрецов”.

С легендой о еврейской солидарности в свое время столкнулся молодой Менахем Бегин, который много лет спустя стал премьер-министром Израиля. В годы, предшествовавшие второй мировой войне, Бегин был одним из активистов сионистского движения в Польше. После оккупации этой страны гитлеровцами он уехал в Вильнюс. В 1940 г., когда Литва стала одной из союзных республик в составе СССР, Бегин был арестован НКВД и заключен в вильнюсскую тюрьму Лукишки. Много лет спустя в своей книге «В белые ночи» он писал о своих разговорах с поляками – соседями по камере. Один из них был офицером, а другой – капралом бывшей польской армии. Оба они надеялись на скорое начало войны между Германией и Советским Союзом и были уверены, что в этом случае немцы захватят Вильнюс и выпустят их из тюрьмы, как людей, пострадавших от советской власти. Бегин ответил им следующим образом: “… в случае германо-советской войны в руки Гитлера попадут миллионы евреев. Что с ними будет? Вы утверждаете, что война даст нам шанс выйти из Лукишек. Я тоже хочу выйти на свободу, но за такую цену свобода мне не нужна”.

Обоим сокамерникам слова Менахема Бегина сильно не понравились. Поляк-офицер возмутился: “От вас, пан, я другого и не ожидал. У вас один критерий, что хорошо и что плохо для евреев. Мне давно говорили о еврейской солидарности, но теперь мне ясно, что от этой солидарности вы не отказываетесь никогда и нигде, даже в тюрьме”.

В этом же духе высказался и поляк-капрал: “Да, евреи всегда солидарны. Не отрицайте этого, пан Бегин, вы же сами сказали, что лучше нам сгнить в этой вони, лишь бы евреям не было плохо”.

Далее Бегин пишет: “Что мог я ответить? Мои соседи говорили о “еврейской солидарности” как о тяжком грехе, о коварном заговоре. “Боже милостивый, – подумал я. – Чего только не делали евреи, чтобы доказать свою несолидарность? В каждой европейской войне, за исключением последней (то есть второй мировой войны – А.С.), евреи одной воюющей стороны уничтожали евреев другой воюющей стороны. Евреи известны пристрастием к внутренним раздорам и множеству мелких партий и течений. Кто может сравниться с марксистами еврейского происхождения в их отчаянной борьбе против “пережитка прошлого” – национальной солидарности и за “наднациональную” солидарность?! И все напрасно. Легендарная “еврейская солидарность” существует и будет существовать вечно – в мыслях неевреев. А коли так, – спрашивал я себя, – не пора ли снять с нее навет “заговора”? Не является ли наша судьба чем-то исключительным? Не пришло ли время превратить “еврейскую солидарность” из легенды неевреев в гордость самих евреев?” (Бегин М. В белые ночи. Иерусалим – Москва, издательство “Гешарим”, 1991, с. 58-59).

Бегину повезло. Он выжил. Сбылась его мечта о создании еврейского государства. Он даже стал главой правительства Израиля. Однако его надежда на братскую солидарность всех евреев так и осталась мечтой.

Разумеется, Менахем Бегин имел в виду отсутствие всенародной еврейской солидарности, о которой с такой неприязнью говорили его польские товарищи по несчастью. Групповая солидарность существовала в то время (как существует и сейчас) в рамках отдельных еврейских партий и организаций, враждующих друг с другом. Сам Бегин участвовал в сионистском движении, выступавшем за общенациональную еврейскую солидарность с целью возвращения всех евреев на родину своих предков и возрождение еврейского государства. Однако сионистское движение тогда, как и в наше время, было расколото на множество соперничающих между собой течений. Кроме того, сионисты находились в конфронтации с бундовцами, с некоторыми кругами еврейских религиозных ортодоксов, и, разумеется, с евреями-коммунистами.

Угроза геноцида должна была пробудить у евреев чувство общенародной солидарности. Однако все проявления солидарности во время второй мировой войны были совершенно несопоставимы с этой страшной угрозой и не смогли предотвратить Катастрофу европейского еврейства или хотя бы сколько-нибудь заметно смягчить ее страшные последствия.

Случаи коллективного сопротивления евреев нацистам, самым известным из которых было восстание в Варшавском гетто, носили исключительный характер. Подавляющее большинство евреев, попавших в руки нацистов, не принимали участия в этом коллективном сопротивлении. Они либо покорно шли в расстрельные рвы и газовые камеры, либо старались (и почти всегда безуспешно) спастись сами и спасти свои семьи, но не других евреев. Конечно, это не их вина. Почти ни у кого из них не было оружия. Лишь немногие из них могли получить помощь со стороны неевреев, которым грозила смерть за укрывательство евреев. Но дело не только в этом.

Израильский историк Игал Илем писал, что поведение еврейского населения в британской подмандатной Палестине, а также в США и других западных странах, не захваченных гитлеровцами, по отношению к обреченным на гибель европейским евреям мало отличалось от того равнодушия к их судьбе, которое проявил тогда почти весь цивилизованный мир, за что он до сих пор подвергается критике в Израиле (Илем, И. От мечты к были. Израиль, 1991, с. 111).

В 1939 году корабль “Сент-Луис”, на борту которого находилась почти тысяча немецких евреев, был вынужден вернуться из Америки в Европу вместе со своими пассажирами, на которых не распространялась американская иммиграционная квота. Но руководители американских еврейских организаций, с мнением которых президент США Франклин Делано Рузвельт считался, поскольку был заинтересован в голосах избирателей-евреев, не поднимали перед ним вопроса о приеме еврейских беженцев без ограничений. Они опасались, что прибытие в США большого числа евреев из Европы усилит антисемитские настроения в американском обществе (Рузвельт // Краткая Еврейская Энциклопедия. Т. 7. Иерусалим, 1994. С. 448-451). Это больше беспокоило их, чем трагическая судьба евреев в нацистской Германии и в других европейских странах, попавших под власть Гитлера.

Основную массу в нашем народе (как и во многих других народах) во все времена составляли, да и теперь составляют обычные обыватели, занятые только своими личными и семейными делами, конкурирующие друг с другом в борьбе за хлеб насущный, и не способные объединиться даже перед лицом смертельной опасности, угрожающей им всем.

Менахем Бегин был (и остался) прав, называя еврейскую солидарность легендой неевреев. К сожалению, и в наши дни, как израильское общество, так и еврейство диаспоры расколоты на множество враждующих между собой партий и организаций. Более того, среди евреев в США, в странах Западной Европы и даже в самом Израиле есть множество принципиальных противников самой идеи сионизма и существования еврейского государства, как такового.

Немало и еврейских сторонников ассимиляции, то есть национальной самоликвидации – полного растворения евреев среди других народов. Один из главных мотивов ассимиляции – «чтобы дети не мучились». Ассимилянты хотят, чтобы их потомки не были евреями и не страдали от антисемитизма. По сути, это бескровный способ окончательного решения еврейского вопроса.

Однако нацистов такой способ не устраивал, да и для прочих антисемитов он не подходит. Им слишком долго пришлось бы ждать, пока евреи полностью самоликвидируются, как народ. Вряд ли кто-то из антисемитов когда-либо надеялся дожить до тех времен, когда еврейский вопрос решится сам собой. Да и возможно ли это вообще? Ведь не все евреи – ассимилянты. Поэтому те люди, которые поверили в юдофобские мифы, всегда предпочитали более радикальные способы решения еврейского вопроса: дискриминацию, ограничение в правах, изгнание или даже геноцид.

Многие мифы основаны на вере в то, что когда-то существовало, но давным-давно исчезло. Не отсюда ли взялся и миф о еврейской солидарности? Но если она имела место когда-либо в прошлом, то в чем же она проявлялась, и почему от нее так мало осталось?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к истории нашего народа не только за последние два, три или четыре поколения, а, по меньшей мере, за все минувшее тысячелетие.

 

Александр Синельников
Об авторе
Александр Синельников. Доктор социологических наук, доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ.
Читайте также

Медиа

Еврейский новый год в Москве. Берл Лазар "без галстука"-2006. Репортаж Леонида Канфера

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11