Прилетаете вы в страну под утро, чтобы день не терять. Садитесь в автобус, и привозят вас в город Падуя. И вот такого заспанного, утомленного перелетами высаживают на площади Рабина. Для право-ориентированных израильтян, сытых этим именем дальше некуда, это, конечно, травма, а не радость. Но все же знакомство с городом, который местные жители называют «Трех без», состоялось. Почему “Трех без”? Да потому, что в Падуе “Святой без имени” (Собор Сан-Антонио жители называют просто “Святой”, ну и мощей привычных нет); “лужайка без травы” – центральная площадь без травы, жители называют её просто Прато; кафе без дверей (историческое кафе Педрокки издавна открыто 24 часа). Чувство юмора у жителей Падуи, безусловно, есть. И еще много чего есть, но не как у всех.
Например, согласно легенде, город основал троянский герой Антинор примерно три тысячи лет назад. С тех пор все ищут его могилу. Видимо, чтобы поблагодарить героя, но обычно не находят. Один раз вроде нашли, но, разобравшись, поняли – не он. Итальянцы считают себя потомками троянцев, посему мстят грекам до сих пор. Падуя упоминается Вергилием. От этрусков, которые когда-то здесь жили, остались только гробницы.
В центре расположен Дворец Разума (про наличие разума не спросила), внутри которого находится самый большой в Европе зал без опор. Интерьер расписан в XV веке 333 фресками, посвященными астрологии и религии.
Недалеко от дворца расположен знаменитый (по многим причинам) Падуанский университет. Его лозунг: «Свобода университета Падуи, всеобщая и для всех» Он был основан в 1222 году одним из первых в Европе. Здесь преподавал Галилео Галилей. В этом университете, знаменитым своим медицинским факультетом, появился первый в Европе анатомический театр. Евреи платили деньги, чтобы не попасть туда в качестве модели. Именно этот факультет был единственным, куда по решению руководства принимали евреев.
Невозможно обойти вниманием капеллу Скровеньи. Папаша жертвователя был настолько жадным, что его упомянул Данте в “Божественной комедии”. Интерьер капеллы расписал великий Джотто.
Расцвет города пришелся на XIII-XIV века. Именно в это время, как не странно, в городе появляется еврейская община. Здесь встречаются итальянские, сефардские и ашкеназские евреи.
Ах, какие прекрасные плоды дал этот еврейский интернационал! Но о личностях позднее.
Первое упоминание о евреях Падуи – в 1289 году врач-еврей Яков Бонакоса перевел медицинский труд Ибн Рушда (Аверроэса).
В 1300 году небольшая еврейская община открыла свою первую синагогу.
В XIV веке евреи в Падуе пользуются полной свободой. Многие еврейские семьи переселяются из Пизы, Болоньи, Анконы, Рима, Испании и Германии. Они дают ссуды городским властям, студентам и преподавателям университета под 20-30% годовых. Тем самым они дают возможность развиваться университету и еврейскому кварталу. Но меняется власть – меняются и законы. В 1405 году Падуя переходит под власть Венеции, положение евреев ухудшается, их лишают гражданства и права на постоянное проживание, появляется запрет на приобретение собственности и требование снизить банковский процент до 12-15%. В ответ на это еврейские банкиры закрывают банки. Университет требует отмены запретов. И добивается своего – евреи вновь имеют право на полноценную жизнь. В 1450 году в Падуе было открыто еврейское кладбище, на нем похоронены и некоторые евреи из Венеции, в том числе дон Ицхак Абраванель. Отношения между христианами и евреями ухудшались. Этому способствовали проповеди монахов. Особенно отличился Джованни Капистрано. Этот итальянский святой был проповедником крестового похода против еретиков и турок. За сорок лет своей деятельности в каждом месте, где он находился, звучал его призыв к погромам, а сам он исполнял обязанности инквизитора, приговорив множество евреев к смерти. В 1422 году его деятельность привела к изгнанию евреев из Регенсбурга, в 1427 убедил папу запретить евреям перевозить товары из европейских стран на Святую Землю и плавать по Средиземному морю. В 1453 году в Бреслау приговорил к смертной казни через сожжение 41 еврея по обвинению в осквернении “святых даров”, в 1456 году убедил власти Падуи выслать из города главу еврейской общины. Его прозвали “бич евреев”. Кстати, он по-прежнему почитается католиками как святой. В Вене даже статуя его стоит. “Героев” надо знать. Последователи продолжали его подвиги и в 1456 году добились временного изгнания из города евреев-банкиров. В 1468 году банкир вернулся, а ростовщичество было официально разрешено в 1483 году.
Однако назвать еврейскую жизнь спокойной в этот период нельзя. В 1475 году поползли слухи о кровавом навете в Тренто, христиане Падуи обрадовались и устроили погром, несмотря на призывы властей этого не делать. В 1491 году очередной францисканский юдофоб Бернардин де Фельтре, обучавшийся ненависти к евреям у своего отца и выше упомянутого Капистранто, засучил свои монашеские рукава и начал свою агитацию. Особенно успешной можно назвать его деятельность в Триенте в 1475 году, где евреев угораздило найти труп пропавшего мальчика Симона. Закончилось морем еврейской крови и изгнанием евреев из города. В других местах де Фельтре повезло меньше: во Флоренции разгоряченная им толпа была остановлена сенатом, во многих венецианских городах старейшины запретили ему проповедовать. В Падуе его деятельность закончилась погромом. Городской совет проникся его идеями и планомерно преследовал евреев.
В 1509 году во время войны между Венецией и Австрией евреев сначала ограбили австрияки, а потом вернувшиеся венецианцы. Два ведущих банкира Вита Мешулам и Нафтали Герц Вертхайм были полностью разорены.
Победившие венецианцы устраивали празднество в память о победе. Гвоздем программы были евреи, которые должны были участвовать в скачках на ослах, в то время как их оскорбляли и оплевывали.
В 1547 году банки, принадлежавшие евреям, были закрыты окончательно, а в 1556 году с разрешения городских властей монахи устроили на площадях сожжение Талмуда.
Но жизнь продолжалась. Большой известностью пользовалась иешива Падуи, которую открыли Иехуда Минц, Аарон Минц и Меир Каценелебоген.
Поскольку университет допускал евреев к изучению медицины, то в город приезжали учиться из разных стран. В общей сложности в период с 1519 по 1721 годы степень доктора медицины получили 229 евреев. В университете преподавал Э.Дельмедиго.
И тут христианские врачи и духовенство всполошились и запретили еврейским врачам практиковать вне гетто. Пока не заболевал кто-нибудь очень важный, кого христианские врачи вылечить не могли. Тогда делали исключение из правила.
Все евреи обязаны были носить желтые береты, кроме студентов-медиков, им позволяли – чёрные.
Уже с начала века евреи должны были жить в своем квартале, и только некоторые очень богатые жили среди христиан.
Начиная с XVI века, в городе появилась еврейская типография.
В 1601 году еврейский квартал был превращен в гетто. Ворота гетто украшала надпись на латыни и иврите, запрещающая евреям и христианам приближаться к воротам ночью. Для евреев была введена обязанность посещения в церквях антиеврейских проповедей. «Милый» закон просуществовал до 1715 года.
В 1615 году в Падуе было 886 магазинов, из них 86 принадлежали евреям, многие члены общины занимались шелковой промышленностью и банковскими операциями. Еврейское население города насчитывало 665 человек. Именно тогда и появляется закон о ведении банковских операций на итальянском языке, до этого использовали иврит. В XVII -XVIII вв. наступил экономический кризис. Эпидемия чумы в 1630 году унесла множество жизней, а в 1684 распространились слухи о том, что евреи помогли туркам во время осады Буды (Будапешта). Христиане Падуи, борцы за справедливость, почувствовали необходимость отомстить “надменному соседу” и устроили погром. По приказу властей вмешалась армия – бесчинства были остановлены. Для подстрекателей ввели смертную казнь. В память о своем чудесном спасении евреи Падуи 10 числа месяца элул ежегодно празднуют “Пурим ди Буда”. В 1688 году евреи Падуи помогли выкупить 600 евреев Белграда, захваченных и избитых имперскими войсками.
Евреи ежегодно платили медицинской школе 100 лир, чтобы тела еврейских мертвецов не попадали в анатомический театр. Но под покровом ночи случаются разные вещи. Безобразия продолжались до конца XVII века.
В XVII веке в Падую прибывают марраны из Испании и Португалии.
В 1713 году в Падуе было основано филантропическое общество «Ломдей Тора ве Шомрей мицва» , члены которого платили взносы и за это в случае болезни получали медицинскую помощь, пособие на время болезни и расходы на погребение. Оно просуществовало до 1970 года. Гениальный социальный проект, значительно опередивший свое время!
В 1795 году в ознаменование тушения пожара, который мог уничтожить весь квартал, появился еще один местный Пурим.
После оккупации Венеции войсками Наполеона в 1797 году евреи получили равноправие. Все ограничения были отменены, гетто переименовали в квартал Виа Либера – Путь Свободы. Раввин И.Р.Финцель стал членом французского синедриона.
С середины XVI до XVIII века администрация общины выбиралась в соответствии со страной происхождения – ашкеназская, сефардская и итальянская.
В 1815 году Падуя попала под власть Австрии. Но на евреях города это практически не отразилось, кроме очередного погрома и того, что их лишили права занимать государственные должности. В это время в Падуе жили выдающиеся раввины М.Х. Луццато (РаМХаЛь) и Ш.Д. Луццато. Ш.Д. Луццато вместе с И.Ш. Реджо основали раввинскую семинарию – первое учебное заведение в Европе, в котором преподавали иудаизм и светские дисциплины. В 1870 году она была переведена в Рим.
Равноправие они получили в 1866 году, когда Падуя стала частью Итальянского королевства.
Еврейская община всегда поддерживала связи с общинами Эрец-Исраэль.
В городе было несколько синагог.
Немецкая синагога была открыта в 1525 году и стала главной для всей общины в1682 году. В том же году была открыта ашкеназская. Большая синагога, которая в 1892 году стала следовать итальянским традициям. В 1943 году в нее попала бомба. Позднее ковчег для свитков Торы был перенесен в синагогу Яд-Элияху в Тель-Авиве. Третья синагога – сефардская – была построена по инициативе семьи Марини в 1617 году и закрыта в 1892. Ковчег для свитков Торы из этой синагоги находится в Гейхал Шломо в Иерусалиме.
Единственная действующая синагога Падуи – “Итальянская”, построена в 1548 году. В 1832 году в ней впервые в Италии была проведена литургия с хором. В 1892 году она была закрыта и открылась вновь после Второй мировой войны.
В 1904 году община составляла примерно 1100 человек, к 1931 сократилась до 586, так как многие покинули город из-за режима Муссолини. Во время войны 85 евреев Падуи были депортированы в лагеря смерти. Сегодня община насчитывает около 200 человек.
В городе сохранилось пять еврейских кладбищ. Любой посещающий этот замечательный город не должен пройти мимо могил рава Меира Каценеленбогена и врача Авраама Каталана, лечившего жертв эпидемии чумы, дона Ицхака Абрабанеля, рава Йехуда Минца и рава Шмуэля Давида Луццатто. Вы скажете, ну зачем ходить на кладбища? Правильно, рационального смысла в этом нет, кроме того, что идя на могилу конкретного персонажа, вы скорее всего почитаете про него и расширите свой кругозор. В религиозной еврейской традиции посещение могил праведников – замечательная возможность погреться в лучах Б-жественного присутствия. По мнению Вильнецкого Гаона – Шхина (Б-жественное присутствие) после разрушения Храма есть только на могилах праведников.
Продолжение следует…
Автор: Анна Нисневич
Читайте также