Анна Гербер-Лессин – психолог, психотерапевт, специалист в области симптоматики семейных проблем и сексологии, на протяжении семнадцати лет работала в службах психологического здоровья Министерства здравоохранения Израиля, а в настоящее время ведет частную практику в области индивидуальной и групповой терапии. Анна – обладательница первой степени по Танаху – много времени посвящает изучению Торы и еврейской философии. Мы поговорили с ней о том, как правильно выбрать спутника жизни, какова роль еврейской женщины в семье, и почему главное в семейных отношениях – уважение.
Начнем с главного: как правильно выбрать спутника жизни? Каким он должен быть, идеальный партнер? Есть универсальный совет?
Есть. Я всегда говорю, что партнер должен быть как «мягкие тапочки». На каблуках ведь всю жизнь не проходишь, в них можно выйти разве что на торжество или в гости. Так и в супружеской жизни: партнер должен быть для вас мягким, теплым, хорошим и комфортным. Также это должен быть человек, с которым не страшно ссориться – принимающий ваше мнение и учитывающий его, не уничижая. Возможно, я сейчас снимаю некий ореол романтики, но, поверьте, любая романтика проходит, если ты в собственной семье постоянно сталкиваешься с агрессией, раздражением и недовольством. Поэтому – «тапочки».
Хорошо. Но как определить, что это именно твои «тапочки»? Какие вопросы для этого следует задавать на первом свидании?
Это очень серьезный момент. Дело в том, что зачастую до хупы религиозные евреи не так уж много видятся – некоторые пары всего по два-три раза. И в эти свидания как раз очень важно задать вопросы, из которых станет ясно, твой это человек или нет. Один из наиболее правильных вопросов на свиданиях: «Есть ли у тебя дома телевизор?». Кажется, ну что за вопрос?! А это очень многое значит. Если человек смотрит телевизор, значит, он достаточно сильно привязан к реальному внешнему миру, что некоторыми религиозными евреями не поощряется. Это важно еще и потому, что это указывает на то, как будет заполнено пространство двоих людей, смогут ли они уделять время тому, чтобы разговаривать, вместе изучать Тору, заниматься воспитанием детей. Еще важные вопросы на первом свидании: «Собираешься ли ты работать?» и «Сколько хотелось бы иметь детей?».
Какова роль еврейской женщины в семье? Какие задачи она должна брать на себя?
Обратимся к еврейской философии. Жена должна выполнять задачи не только перед мужем и детьми, но и перед всем народом: рожать детей, воспитывать их в духе времени и еврейских традиций.
Тора дала обязательства представителям обоих полов: мужчина должен изучать духовность, женщина – заниматься бытовыми делами. И в этом заключается некоторый абсурд. Ведь женщине по природе своей свойственно стремиться к духовности, у нее априори есть эти знания. Потому, возможно, силы ее направляются в быт. По Торе, она посвящает жизнь милосердию и разделяет халу. Это две главные мицвы. Хотя религиозные еврейские женщины, кроме этого, принимают на себя и множество других функций. Почему же так разделено: женщина – быт, а мужчина – духовность? Без подобного разделения не получилось бы правильной семьи. Ведь муж, который изучает Тору, несколько раз в день молится, создает для своей женщины особое защищенное пространство, этим оберегает ее. Как это происходит? Дело в том, что молитва – это приятие законов семьи, верности, заботы о жене и детях. Нельзя принять на себя изучение Торы как науки. Тора – это образ жизни и мышления. Потому и семья духовного мужчины защищена. От ее счастья зависит его благополучие и благосостояние.
Супруга же занимается детьми или карьерой – тем, что она сама выбирает. Еще одна женская задача в семье: создание платформы, комфортных условий для того, чтобы муж изучал Тору, а дети желали продолжать еврейские традиции. Если же говорить о физиологии, то религиозная женщина не имеет права на саму себя, ее функция: посвятить себя продолжению человеческого рода. Роль религиозной еврейской женщины необычайно многогранна и сложна.
Как правильно женщине совмещать семейную жизнь и карьеру, так чтобы это не вызывало конфликтов внутри семьи и чувства конкуренции между супругами?
Карьера никогда не должна стать для женщины важнее семьи – это главное. Однако, все без исключения религиозные женщины работают, хотя и нельзя сказать, что все они делают карьеру. Мужья их при этом учат Тору. Как удается избегать конфликтов? Прежде всего, необходимо уважать своего мужчину. Если его не принижать, излишне не культивировать при нем свои возможности и способности, ощущения конкуренции просто никогда не возникнет. Любящий супруг всегда будет рад женским успехам, однако он будет совершенно не рад, если в доме появится еще один мужчина.
Еще один способ совмещать карьеру и семью – соблюдение еврейских традиций. Например, есть шабат. Время, когда откладывается всякая работа, телефоны и дела, когда семья собирается за большим столом, ест, пьет и проводит время вместе. В этом и есть мудрость еврейской религии: четко разграничены дни для общественных дел и семейных, когда все люди должны перейти в другой ритм. Но самое главное в семье – это уважение. Мужчина должен любить женщину немножко больше, чем себя, а она должна его уважать. И вместе супруги никогда не должны забывать про свои общие цели. Тогда не будет серьезных конфликтов.
Как правильно ссориться и мириться, выяснять отношения?
Во-первых, никогда не стоит оскорблять партнера. Во-вторых, лучше не манипулировать супругом с помощью обид, ведь обида – это просто способ повлиять на другого человека. Поэтому лучше объяснять свое недовольство чем-либо. Когда я выходила замуж, рабанит, которая готовила нас с будущим мужем к семейной жизни, говорила мне: «Ты можешь выражать свои ощущения и эмоции как угодно – даже битьем посуды. Но ты не имеешь права выражать их в кровати. Ты не можешь из-за одного, пусть и неприятного, поступка совершенно исключить человека, который рядом с тобой. Ты не довольна чем-то конкретным, злишься – скажи об этом! Но ты не имеешь права оттолкнуть супруга глобально – в сексуальной или эмоциональной близости, например. Этот поступок не сделал же человека, с которым ты живешь, совершенно другим, он не изменился. Глобальность всегда оскорбляет». Как видите, и в решении серьезных семейных конфликтов нам помогает еврейская философия, и еврейская мудрость. Я всегда обращаюсь к ней как в работе, так и в собственной жизни.