Мы начинаем молитву каждое утро с «Как хороши шатры твои, Яаков». Но почему упоминается именно «шатер», временное сооружение, а не постоянный устойчивый дом? Обратите внимание, что Эсав называется «человек поля», в отличие от своего брата Яакова, называемого «сидящим в шатре». Поле нельзя перенести с одного места на другое, но шатер сегодня здесь, а завтра там. А человек, сидящий в шатре, остается самим собой. Возьмем, например, коренного француза. Он переезжает в США, и его потомки будут уже американцами. Но мы, евреи – которых Всевышний избрал из всех народов – где бы мы ни были, куда бы мы ни переехали и куда бы ни были посланы, остаемся тем же избранным и особенным народом. Мы переносим свой шатер с места на место и остаемся самими собой.
На этой неделе в Москве несколько дней гостил рав Хаим-Шауль Брук, который приехал со своей супругой навестить свою дочь и зятя из семьи Мондшайн. Даже короткий разговор с этим человеком увлекателен, особенно если он проходит на неделе между 3 и 12 тамуза. Рав Брук уже десятки лет руководит «Комитетом по переводу на иврит учения Ребе». На протяжении этих лет Комитет издал невероятное количество бесед, маамаров и писем Ребе. Постоянно открываются новые темы, новые жемчужины из учения Ребе.
В конце нашего разговора рав Брук вспомнил, что в этот Шабат, ровно шестьдесят лет назад, Ребе говорил о евреях в России. Не «русские евреи», а «евреи в России» – обращает внимание р. Брук, подходит к книжному шкафу и безошибочно достает один из примерно ста томов, которые он редактировал. И мы вместе читаем слова Ребе в Шабат главы Балак 5724 (1964) года:
«В продолжение фарбренгена праздника Освобождения 12 Тамуза следует также вспомнить о евреях, находящихся в той стране (России). Они «виновники торжества» праздника 12 Тамуза. Этих евреев нельзя называть «русскими евреями», а нужно называть «евреями в России». Они находятся там исключительно по воле Всевышнего, потому что они «народ Твой и наследие Твое», и не зависят от милости ООН, а только от воли Всевышнего. И да будет воля, чтобы исполнилось в них написанное в главе Теѓилим, читаемой в честь Ребе Раяца (в том году): “Яви нам, Г-споди, милость Твою, и спасение Твое даруй нам”».
Читайте также