Молодые еврейские семьи сплошь и рядом состоят из интересных и разносторонних людей. Пример тому семья Азарии и Ханы. Он – молодой раввин проекта Enerjew, она – художник и специалист дошкольного образования. Хана участвовала в лагерях Cохнута и никогда не думала, что ее вожатый станет ее мужем. Теперь они молодая семья, которая беспрестанно трудится на благо общины и растит новое поколение.
Как вы познакомились?
Азария: Я работал в Сохнуте на Кавказе. Хана, несмотря на то, что была моложе всего на 4 года, была у меня в группе. Спустя 14 лет шидух нам сделала шадханит Маля Махлин.
Кто из вас был инициатором создания семьи?
Азария: Всевышний, наверное. А если серьезно, в ешиве Томхей тмимим Москва занимался шидухами раввин Леви Ицхак Друц. Так как я горский еврей, то искал себе горскую девушку, чтобы был близкий менталитет. Девушек таких в Махоне было немного, одна из них была Хана, и рав Леви мне предложил с ней шидух.
Были интересные моменты свадьбы, которые вам вспоминаются?
Хана: За неделю до свадьбы мы решили не жениться (смеется). Наши мудрецы говорят, что лучше не общаться перед свадьбой неделю, перед этой неделей из-за разных трудностей в подготовке к хупе, мы посcорились. Неделя молчания перед свадьбой пошла нам на пользу. Мы оба очень эмоциональные люди, поэтому иногда можем поспорить.
Азария: Перед свадьбой мы ездили к Ребе в Нью-Йорк. Для меня это стала знаковая поездка: я ощутил большую поддержку друзей жены и всей еврейской общины. Я был в восторге от того, что, несмотря на занятость, нам все уделяли время. А трудно перед свадьбой было из-за того, что рядом почти не было родственников, все живут в разных странах. Приехали только самые близкие. Свадьба проходила в Москве, поэтому мне лично не хватало кавказского колорита, когда родственники собираются за большим столом и очень шумно и весело празднуют.
Как справились с трудностями?
Азария: Мудрецы говорят, что именно перед свадьбой приходят разные испытания и парню, и девушке: ецер ара – дурное начало, которое проявляется в каждом именно перед важным шагом. Некоторые молодожены даже разыгрывают сценки, будто ссорятся, чтобы злые силы обмануть. У нас были проблемы, потому что мы все организовывали сами, из родственников никто не помогал. Вся ответственность за мероприятие легла на нас, начиная от покупки цветов до меню. Плюс мы люди горячие по натуре. Сейчас мы работаем над собой, и уже все трудности позади.
Расскажите о своих профессиях?
Азария: После школы я поступил в филиал Тимирязевской Академии в Нальчике по специальности – бухгалтер, хотя всегда хотел стать стоматологом, но на этом факультете не было бюджетного отделения, только коммерческое. А моя семья небогатая, родом из Грозного, во время войны пришлось бежать, бросив все. В Нальчик приехали беженцами. Учился и работал в Сонуте, начиная с помощника мадриха, заканчивая координатором молодежного клуба. Работал пока не закрыли Сохнут в Нальчике.
Постепенно я начал соблюдать. В 2010 году поступил в ешиву и выбрал жизнь раввина. Нужно было многому учиться. После принял решение продолжить обучение в Израиле, но там продолжить учебу не получалось в силу разных обстоятельств, а через два года я вернулся обратно в Россию и продолжил обучение в ешиве при синагоге на Бронной. Там есть несколько специальностей, я выбрал шохета.
Сейчас я работаю в проекте «Enerjew». Наша организация курирует 35 городов. Все они разделены между четырьмя раввинами. STAFF каждого города состоит из молодого раввина, отвечающего за еврейский контент, ментора, отвечающего за методическую составляющую занятий, которые проходят каждое воскресенье, и координаторов – молодых лидеров, которые воплощают личные и наши идеи в городах. Наша цель показать, что быть евреем –
это классно, соблюдать и исполнять заповеди – здорово и весело, быть частью еврейской общины – это важно для еврейской молодежи. Мне работа нравится, особенно когда я бываю на шабатонах или фарбренгенах, где можно пообщаться, поучиться, зарядиться от детей еврейской энергией. Со следующего года планируем расшириться до сорока городов.
Хана: По образованию я дизайнер-художник. После окончания университета в Нальчике приехала в Москву, училась полтора года в Махоне Хамеш, потом полгода – в Америке в Махоне Хане. После возвращения в Россию работала в лагере «Ган Исроэль», в клубе «Римон» и стала понимать, что общение с детьми мне приятно, я чувствую себя нужной.
Потом стала работать в школе «Мир интеллекта» секретарем, но не чувствовала себя на своем месте. Написала письмо Ребе, он ответил, что мне нужно заниматься образованием еврейских детей. И я попросила, чтобы мне выделили хотя бы пару часов для работы с детьми. Вела у них молитву и недельную главу. Со временем часы увеличились. И вот уже 4 года я в школе в качестве педагога. Благодаря нашему директору по еврейским предметам Саре Марзель, слава Б-гу, я на своем месте.
В школе «Мир интеллекта» на каждый еврейский праздник звучит определенная еврейская песня вместо привычного звонка на перемены, хорошо преподают иврит и традиции. Мы стараемся сделать нашу школу достаточно еврейской, но в тоже время не религиозной, так как дети учатся разные, как светские, так и религиозные. У нас в школе много национальных элементов: мы отмечаем еврейские дни рождения, питаемся кошерной едой, справляем праздники. Это удобная школа, которая дает хорошее образование и в то же время большой багаж еврейских знаний. Мы начинали, когда в школе было 5 человек, теперь – более 100 детей.
Недавно я решила получить дополнительную специальность – преподаватель дошкольного образования, мне очень понравилось учиться, и я думаю, что эти курсы по повышению квалификации будут не последними.
В школе есть раввин Лейб Артовский. Он серьезно занимается с ребятами. Очень много ивритоговорящих детей. Он занимается с ними сложными направлениями: Мишна, Гмара и т.д.
В школе недавно впервые прошел шабатон. До этого мы проводили лишь сплоченные пикники в начале лета. Организаторами шабатона стали наши семьи: рав Шимон и Рути Черток, рав Йосеф и Сари Марзаль, мы и раввин Лейб Артовский с супругой. Мы сделали очень интересные мастер-классы и занятия.
Говорят, профессия накладывает отпечаток на характер, согласны ли вы с этим?
Хана: Став педагогом я изменилась. Профессия сдерживает мою горячую кровь, я обдумываю свои действия, стала менее вспыльчивой. Наш сын Иосиф Ицхак еще совсем маленький, однако, уже обучен самой первой молитве, которая очень важна для еврейских детей: Шма Исраэль. Очень приятно видеть, как у него получается, осознавать, что мои педагогические навыки работают на конкретном примере, в собственной семье.
Говорят, что в культуре случайных людей не бывает. Как вы оказались в этой сфере?
Азария: У евреев нет такого понятия, как случай. Нас учил еще Баал Шем Тов – родоначальник хасидизма, что ничего в этом мире не случайно, даже ветерок, который оборвал лист с ветки. Все не просто так, а дается для чего-то. Есть проведения Всевышнего. В этом мире за каждым своим творением он наблюдает и направляет.
Хана: Кроме того, что я преподаю Тору и еврейскую традицию, я придумываю разные проекты, связанные с моей профессией художника. Поэтому неслучайно я в культурной сфере. Например, я даю частные уроки по изобразительному искусству. Еще рисую эмблемы и пригласительные для молодых семей. Они размещаются на книге благословений после еды, и ее дарят гостям на свадьбе. Мне приятно, что я могу использовать талант, который дал мне Всевышний.
Некоторые считают, что для семейного благополучия один «делает карьеру», а другой остается «в тени»?
Хана: Я не согласна, потому что каждый человек должен расти. Во-первых, у меня еще немного детей, чтобы я утопала в домашних делах. Кроме того, я считаю, что женщина может быть и хорошей мамой, и женой, и профессионалом по жизни. Все время быть дома, это тяжело. Если бы я не работала, во мне было бы столько неизрасходованной энергии, что я бы просто «доставала» своего мужа.
Азария: Менталитет таков, что женщина должна заниматься только домом. Однако, у моей мамы, например, высшее образование, и она всегда много работала. Пока у нас один ребенок, Ханна работает, но это не мешает воспитанию малыша, поэтому я поддерживаю позицию своей супруги. Когда женщина занята какой-либо деятельностью, это облегчает жизнь ее мужу.
Успешный бизнес – это продолжение дела дедов и отцов? Как вы считаете, ваши дети будут продолжать ваше дело?
Азария: Когда мы любим, то пытаемся навязать какие-то вещи, которые, как нам кажется, являются правильными. Мне бы хотелось, чтобы мой сын шел по религиозному пути, т.к этот путь единственный прямой, хотя в моей семье этого не было на столько глубоко, о чем я сожалею. Всевышний нам дал свободу выбора, поэтому и я не буду своим детям ломать жизнь, если они не захотят себя отдать полностью религии, что-то запрещать, если у них будет своя жизненная позиция. Воевать со своим сыном я не буду, если он не пойдет моей дорогой, но я со своей стороны как отец постараюсь, чтобы он сделал выбор в пользу религиозной деятельности.
В чем заключается «роль» супруга и супруги?
Азария: Построить крепкий союз, чтобы не думать «что сосед скажет» (на Кавказе есть такое выражение). Наши родители, деды жили дружно, хотя жизнь была непростая. Сейчас это утеряно, люди стали более эгоистичны. Каждый человек считает, что ему кто-то что-то должен. Если не удовлетворили твое желание – значит пора разводиться. Поэтому мы изучаем Тору и приходим к Всевышнему, чтобы менять в себе эти качества. И наша задача во взаимоотношениях: найти такую связь, которая не даст случаю извне разрушить союз.
Маленькие мудрости вашей молодой семьи педагогов?
Хана: Мы хоть и молодая семья – три года женаты, но очень сплоченная. Хочется пожелать, чтобы семьи не думали о сложностях в отношениях, а думали о том, что брак это союз от Всевышнего, и что они уже не чужие друг другу. Всевышний дает силы, чтобы все испытания преодолеть. А нам бы я пожелала, чтобы, не смотря на время, наша семья становилась все крепче.
Автор: Татьяна Сорокина