Позавчера, в послеобеденные часы в городе Бейт-Шемеш, Главный раввин России Берл Лазар, совершавший в эти дни много визитов к значительным раввинам страны Израиля, пришел к адмору из Лелова. «Я вижу, что вы знаете эту историю», – неожиданно обратился ко мне в конце своей речи адмор из Лелова. И я ответил, что действительно слышал ее не далее как два дня назад от моего отца, который слышал ее непосредственно от святого автора «Биркат Моше» из Лелова, благословенной памяти. Адмор спросил мое имя, и я ответил, что я из семьи Дайч, внук хасидов Лелова с одной стороны, а с другой – потомок глав трех хасидских династий Лелова.
Мой дед, р. Йеѓуда Лейб Дайч, был одним из выдающихся учеников рабби Давида Цви Шломо из Лелова, которого жители Иерусалима с любовью называли реб Довидл. Его последними словами в жизни была просьба к своему сыну, р. Матитьяѓу Дайчу, чтобы тот после его смерти упомянул его перед его учителем и наставником реб Довидлом, чтобы он удостоился быстро и с миром войти в место своего упокоения в раю. Мой дед скончался в канун святой субботы, и в тот же день похоронная процессия вышла из его дома в Батей Унгарин на Масличную гору.
На исходе субботы, во время трапезы «мелаве малка», реб Довидл рассказал хасидам историю – ту самую, которую мне рассказывал отец и ту самую, которую позавчера адмор из Лелова пересказал р. Лазару:
– Как-то раз два хасида «Провидца из Люблина» отправились в Люблин на Рош ѓа-шана, и по дороге у них закончились деньги, и не было у них ни копейки на продолжение пути. Они стали думать, как добраться до «Провидца», и решили, что один из них притворится ребе, другой – его старостой, и так они будут благословлять евреев и получать достойные пожертвования, которые позволят им продолжить путь.
Пришли они к постоялому двору одного еврея, «ребе» остался снаружи, а «староста» вошел и с наигранным волнением рассказал хозяину, что сейчас сюда войдет великий и важный ребе, и стоит подготовить место должным образом. Но хозяин постоялого двора не спешил проявлять энтузиазм: «Оставьте меня в покое с вашими адморами», – сказал он разочарованному «старосте». «Я женат уже более десяти лет и у меня нет детей. Я просил благословения у каждого адмора, который только проезжал здесь в округе, и ни одно из этих благословений мне не помогло. Я больше не верю адморам. Если хотите получить еду и питье, платите как все, или просто идите дальше к следующему постоялому двору».
«Староста» попытался убедить его: «Реб ид, послушайте, это не просто ребе, это великий и важный ребе, все, что выходит из его уст – святая святых!» Но хозяин постоялого двора не смягчился и продолжал говорить, что он уже потерял веру в адморов. Пока наконец он не сказал: «Если твой ребе даст мне амулет, я готов впустить его бесплатно». У них не было другого выбора. «Староста» пообещал, что он получит от «ребе» амулет. Хозяин подал гостям еду и питье, а потом даже добавил денег на дорожные расходы, а «ребе» сел и написал секретный амулет, который сложил несколько раз и предупредил хозяина строго-настрого, чтобы тот не осмелился открывать и читать его. Итак, два хасида, радостные и довольные, продолжили свой путь к своему ребе в Люблин и провели у него Рош ѓа-шана в хорошем настроении.
Через год эти два хасида снова отправились в путь к великому «Провидцу из Люблина». На этот раз они позаботились выбрать обходной путь, потому что боялись снова попасть в тот постоялый двор. Пришли два хасида к «Провидцу», и смотрят – рядом с ним стоит не кто иной, как тот хозяин постоялого двора. «Наверняка этот человек пришел жаловаться на нас», – сказали они друг другу. И каково же было их удивление, когда они услышали, что этот человек приглашает «Провидца» быть сандаком на обрезании его сына!
«Провидец из Люблина» не зря был провидцем. Он подозвал тех хасидов и сказал: «Молитвы всех праведников, которые благословляли этого человека и молились за него на протяжении многих лет, принесли ему спасение и успех. Но и ваша заслуга в этом есть». И ребе объяснил: на Небесах был вынесен этому человеку приговор – быть бездетным, и твердая преграда не позволяла молитвам праведников подняться к Престолу Славы, и все молитвы доходили только до этой преграды и не проходили через нее…»
Тут «Провидец» попросил хозяина постоялого двора открыть амулет, который дал ему «ребе» в прошлом году. Хозяин открыл, и «Провидец» обнаружил, что в нем написаны четыре буквы – самех, коф, мем, далет. «Что означают эти буквы?» – спросил «Провидец» нашего «псевдо-ребе». Тот, стыдясь, вынужден был сказать, что это аббревиатура народной поговорки «Старая корова молоко дает». «Что ты имел в виду?» «Пусть старая корова, то есть старая супружеская пара на постоялом дворе, начнет давать молоко – то есть удостоится родить детей».
Все присутствующие разразились смехом. И «Провидец из Люблина» сказал, что таким же смехом разразились на Небесах, когда увидели этот «амулет». И из-за этого смеха треснула железная преграда, которая препятствовала спасению этого человека, и как только открылся маленький проход, сразу же проскользнули и прошли все молитвы, которыми просили за него праведники прежде, и достигли Престола Славы, и сразу пришло к нему спасение.
На этом закончилась история, которую рассказал реб Довидл своим хасидам в конце трапезы «мелаве малка». И затем он продолжил:
«Вчера скончался р. Йеѓуда Лейб Дайч. Привели его перед Небесным судом и спросили о его делах в этом мире, кто он и чей он. Реб Йеѓуда Лейб поспешил ответить, что он хасид адмора реб Довидла. Когда услышали это на Небесах, разразились громким смехом: «Что, вот этот Довидл еще и ребе?! Этот Довидл – адмор?!» А реб Йеѓуда Лейб воспользовался этим смехом и проскользнул мимо Небесного суда в рай, откуда уже не могут его вывести».
И реб Довидл распорядился подавать «маим ахароним» для благословения после трапезы.
Лидер – это тот, у кого душа болит
За день до этого, проходя по переулкам Иерусалима, я к своей радости встретил двоюродного брата, тоже одного из внуков моего деда р. Йеѓуды Лейба Дайча. Его зовут р. Мордехай Аѓарон Бримс, но всюду он известен как Мота. И известен он прежде всего как художник, работы которого выставляются в престижных местах. А еще он преданный хасид адмора из Буяна.
Мы были соседями в детстве, и когда я его вижу, сразу всплывает множество воспоминаний. Я пригласил р. Моту на чашку кофе, и он поделился со мной интересными идеями о недельной главе:
– Когда Всевышний открывается Моше и настаивает, чтобы тот пошел к фараону добиться освобождения сынов Израиля, страдающих под тяжелым рабством в Египте, тот уклоняется и говорит: «Кто я, чтобы идти к фараону и чтобы вывести сынов Израиля из Египта?» Раши объясняет, что Моше имел в виду следующее: «Даже если я достоин идти к фараону, чем заслужили евреи, чтобы Ты совершил для них чудо и вывел их из Египта?» То есть Моше умаляет ценность заслуг сынов Израиля. И на это приходит ответ Всевышнего в следующем стихе: заслуга их – в будущем, в том, что они получат Тору после выхода из Египта.
В конце главы Моше уже проявляется как истинный пастырь и лидер. Он приходит с претензией к Всевышнему и говорит Ему: «Зачем Ты сделал зло этому народу… и не спас?!» Всевышний видит глубокую боль Моше за страдания евреев, и соответственно этому отвечает ему однозначной вестью: «Теперь увидишь, что Я сделаю фараону, ибо рукою крепкою он отпустит их!» Видите, настоящий лидер – это тот, кто кричит, когда больно его подчиненным. Он не думает, есть у них заслуги или нет. Он видит, что им плохо – и требует улучшения их положения.
А вот вторая идея р. Моты Бримса.
Моше приходит к евреям, встречает Аѓарона, и вместе они идут сообщать сынам Израиля о том, что Всевышний обещает их спасти. В конце этого визита «и поклонились евреи». Спрашивает р. Мота: «Почему они поклонились? За что они благодарили? Ведь Моше не принес им спасения и даже не облегчил их беду. Но сам факт того, что пришел другой человек, поинтересовался их благополучием, выслушал их, пообещал, что станет лучше – это большое дело, достойное благодарности!»