Прошлым вечером, когда я изучал ежедневные главы Рамбама с сыном, он попросил меня повторить мысль, которую он слышал от меня несколько лет назад за субботним столом, в неделю главы, повествующей о городах-убежищах. Уже несколько лет большую часть шабатов он проводит в ешиве, и забыл некоторые вещи, которые слышал в детстве.
На этой неделе мы учим в «Мишне Тора» Рамбама «Законы об убийцах и сохранении жизни». Случайный убийца должен бежать в «город-убежище», где он будет жить до смерти первосвященника. Раши комментирует: «Первосвященник должен был молиться, чтобы случайных смертей не было в народе, поэтому смерть первосвященника освобождает случайных убийц». А Мишна в трактате «Макот» говорит: «Поэтому матери первосвященников обеспечивали случайных убийц в городах-убежищах пищей и одеждой, чтобы те не просили Всевышнего о смерти их сыновей, освобождавшей их».
Однажды я был на уроке иерусалимского проповедника раввина Мордехая Друка. Он спросил, какая польза от того, что матери первосвященников приносят пищу жителям города-убежища? После того как убийцы поедят и мать первосвященника уйдет, они будут и дальше молиться о том, чтобы первосвященник умер и они могли бы вернуться домой! И раввин Друк ответил: «Молитва натощак исходит из глубины сердца и принимается в Небесах. А молитва после сытной еды менее серьезна и с меньшей вероятностью будет услышана».
На этой неделе в святой день 10 швата мы читали в книге «Ѓа-йом йом» о рабанит Ривке, скончавшейся в этот день. Когда ей было около восемнадцати лет, она заболела, и врач прописал ей есть сразу после пробуждения. Но она не хотела есть перед молитвой, и ела утреннюю трапезу только после молитвы. Когда об этом узнал ее тесть, Ребе Цемах-Цедек, он сказал ей: «Еврей обязан быть здоровым и сильным. О заповедях сказано «и живите по ним», заповеди нужно выполнять «живо». Для этого нужно обязательно иметь силы и быть радостным». И закончил так: «Ты не должна голодать по утрам. Лучше есть, готовясь к молитве, чем молиться, готовясь к еде». И благословил ее на долголетие.
Хотя есть трапезу перед молитвой запрещено, Шулхан арух постановил, что жаждущий и голодный приравниваются к больным, а им разрешено есть перед молитвой. В последние поколения наши ребе предписали не поступать более строго, чем это постановление Шулхан аруха, так как силы людей уже не те. Те, кто устрожают и не едят перед молитвой, приходят к «облегчению» в сосредоточении в самой молитве! Лучше поесть перед молитвой, чтобы можно было вложить в молитву все мысли и силы, и в особенности в Шабат, когда молитва долгая.
Однако всему есть предел. Дозволено и даже желательно съесть что-либо перед молитвой, но только чтобы помочьмолитве. Не наедайтесь так, чтобы ваша молитва была похожа на молитву после трапезы в городах-убежищах!
Читайте также